Шинная многоходовка

Вадим Пономарев
29 ноября 2010, 15:50

Госкорпорация «Ростехнологии» (РТ), отечественный нефтехимический холдинг «Сибур» и итальянский производитель шин Pirelli подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий заключение ряда сделок о совместной деятельности в шинной отрасли, производстве металлокорда, высокотехнологичного производства и поставок продуктов переработки синтетического каучука в России. По сути, речь идет о том, что с помощью шинных активов «Сибура» («дочка» холдинга — «Сибур — русские шины» (СРШ) владеет или контролирует 11 шинных заводов в России), РТ и итальянский производитель шин получают полноценный доступ к отечественному шинному рынку, на котором, по данным отраслевых источников, Pirelli в 2009 году была представлена долей менее 1%.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look

Дальние цели

Меморандум предполагает, что РТ и Pirelli создадут в России два совместных предприятия (СП1 и СП2). В первое из них войдут активы СРШ, которые соответствуют стандартам Pirelli в области производства шин различного назначения и будут выбраны в результате процесса оптимизации и реорганизации, проводимого тремя партнерами. Кроме того, «Сибур» обязался содействовать продаже СП1 активов, соответствующих стандартам итальянской компании. СП1 получит 90% данных активов, доля «Сибура» составит 10%. До завершения транзакции, как говорится в меморандуме, партнеры будут управлять активами на основе специальных соглашений, которые позволят достичь к концу 2011 года объема производства 3 млн шин.

Второе совместное предприятие получит активы по изготовлению автомобильных шин для производственного сектора (поставок на комплектацию автозаводам), а также грузовых и сельхозшин. «Сибур» передаст ему 40,1% акций СРШ, и еще 10% шинной «дочки» «Сибура» будет передано Pirelli в обмен на технологический и управленческий вклад в развитие шинного холдинга (итальянцы обязались предоставить свои технологии и участвовать в технологическом развитии заводов, в том числе с использованием собственных ноу-хау в сфере логистики, контроля качества и организации деятельности). После завершения передачи активов и реорганизации доля «Сибура» в акционерном капитале «Сибур — русские шины» уменьшится со 100 до 49,9%. Сырье (синтетический каучук) для двух шинных СП и самой Pirelli будет поставлять все тот же «Сибур».

«Россия является ключевым рынком в нашей стратегии развития. Анонсированное сегодня сотрудничество с такими крупными компаниями, как "Ростехнологии" и "Сибур", позволит нам принять участие в повышении эффективности и консолидации российского шинного рынка, даст преимущество в организации совместной деятельности с наиболее передовыми в техническом оснащении предприятиями отрасли», — заявил президент Pirelli Марко Тронкетти Провера. «Чтобы обеспечить рост конкурентоспособности российской экономики, нам необходимо развивать сотрудничество с теми компаниями, которые предлагают к реализации наиболее передовые и перспективные технические решения и технологии и готовы инвестировать в развитие и модернизацию наших предприятий», — воодушевленно заметил генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. «Партнерство с одним из ведущих мировых производителей шин и крупнейшей российской компанией, представляющей сектор автомобилестроения, открывает перед шинным бизнесом «Сибура» хорошие перспективы. Последующая возможная консолидация российской шинной отрасли с использованием передовых западных технологий повысит конкурентоспособность национальной экономики и позволит «Сибуру» увеличить капитализацию своих инвестиций в этом сегменте», — пояснил действия нефтехимического холдинга председатель совета директоров «Сибура» Александр Дюков. Конкретные соглашения стороны намерены подписать до июня 2011 года. Но если все пойдет как задумано, то за счет «Сибура» и «Ростехнологий» Pirelli может стать крупнейшим производителем шин в России.

Неожиданные повороты

Зайти на российский шинный рынок итальянцы хотели уже давно. Основными российскими производителями шин являются уже упоминавшаяся «дочка» «Сибура» (выпустила в 2009 году 33% всех шин в России) и контролируемая «Татнефтью» «Нижнекамскшина» (НКШ, 27% производства шин в России по 2009 году). Еще в 2005 году НКШ по технологии Pirelli запустила линию по производству шин «Кама-Euro», но дальше этого взаимное сотрудничество не пошло — завод по производству цельнометаллокордных шин для грузового транспорта НКШ строила уже с другим мировым шинным гигантом — Continental. Тем временем свои шинные заводы в России построили Nokian (2005 год, Ленинградская область), Michelin (2007 год, Подмосковье), а «Матадор-Омскшина» (СП Continental Matador — СРШ) в этом году отпраздновала в Омске свое 15-летие. Pirelli же в лучшем для шинников 2008 году продала в России около 800 тыс. покрышек, заняв около 2% отечественного шинного рынка. Поэтому в ноябре 2008 года итальянцы объявили о том, что тоже будут строить в России шинный завод стоимостью 250 млн евро, рассчитанный на ежегодный выпуск 3 млн покрышек. Местом расположения завода был выбран Тольятти (Самарская область), где располагается АвтоВАЗ, а партнером — совладелец тольяттинского автозавода и хозяин еще сотен других российских предприятий госкорпорация «Ростехнологии».

Но за прошедшие два года партнеры не забили на этой стройке ни гвоздя, зато внимательно присматривались к событиям, которые разворачивались вокруг банкротства российско-голландского шинного холдинга Amtel, чьи Кировский и Воронежский шинные заводы в 2008 году, например, выпустили 17% легковых, 7% грузовых и 34% легкогрузовых шин в стране. Весной этого года тема возможной покупки Воронежского шинного завода тандемом РТ-Pirelli, например, звучала на встрече первого вице-премьера Игоря Шувалова с новоиспеченным губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым. Но ситуация развернулась в другую сторону — оперативное управление российскими шинными заводами Amtel перешло к «Сибуру — русские шины», поскольку ее «материнская компания» «Сибур» консолидировала контроль над 17 млрд рублей долга из 19 млрд, которые Amtel был должен своим российским кредиторам. Благодаря этому в начале лета «Сибур» и его «дочка» смогли возобновить нормальную работу этих предприятий. «В настоящее время на заводе полностью восстановлена производственная деятельность, реализация продукции в третьем квартале 2010 года увеличилась по сравнению со вторым кварталом 2010-го более чем в шесть раз — до 627 тыс. шин. Не менее важно то, что нам удалось избежать негативных социальных последствий для работников, сохранить высокопрофессиональный коллектив», — оценил на прошлой неделе обстановку на Воронежском шинном заводе генеральный директор СРШ Вадим Гуринов.

Дальше — больше. В конце нынешнего лета структуры «Сибура» и «Танефти» начали переговоры об объединении шинных активов (за исключением заводов Amtel и ЦМК —завода в Нижнекамске), и соответствующая заявка была подана в Федеральную антимонопольную службу. При этом предполагалось, что контрольный пакет нового шинного холдинга будет у «Татнефти», а операционный контроль — у «Сибура», который и будет формировать состав топ-менеджмента объединенной компании.

Эта объединенная шинная компания (с учетом последующего вхождения в нее заводов Amtel и татарстанского завода по производству цельнометаллокордных шин для грузовых автомобилей) де-факто заняла бы до 75% от общего объема выпуска шин в России, до 98% - в отдельных ее сегментах и вошла бы десятку крупнейших шинных концернов мира. Но нынешний меморандум между «Ростехнологиями», СИБУРом и Pirelli ставит на этих планах крест, хотя участники меморандума дипломатично подчеркнули, что «данное партнерство не исключает дальнейшего стратегического сотрудничества с компанией «Татнефть» в части ее шинного бизнеса». СИБУРу, после осуществления этого меморандума, просто нечего будет предъявить татарстанской нефтяной компании для подобного объединения. Необходимые мощности по производству легковых шин в России совместное предприятие №1 «РТ-Pirelli» получит, видимо, за счет Кировского и (или) Воронежского шинных заводов, чьим основным кредитором сейчас является СИБУР, а совместное предприятие №2, вероятно, будет сформировано на базе принадлежащих СРШ Ярославского шинного завода (легковые, легкогрузовые, авиационные шины), «Волтайр пром» (сельскохозяйственные шины), «Омскшины». (грузовые шины).

«Русские шинники», правда, с таким возможным сценарием развития событий вокруг наметившегося сближения двух крупнейших отечественных шинных компаний категорически не согласны. Представитель СРШ заявил , что «по сути, ничего не меняется». «Объединение активов «Нижнекамскшины» и активов «Сибура-Русские шины» по-прежнему актуально. Единственно, что изменится – это то, что вместо одного СРШ в нем, в той же доле, что и раньше (49% - «Эксперт online») будут участвовать три партнера – Pirelli, «Ростехнологии» и «Сибур-Русские шины» - сказал он в беседе с корреспондентом «Эксперт-online».

О том, состоится ли все же объединение с «Нижнекамсшиной» или нет, можно будет окончательно сказать в течении ближайшего полугода, когда «триумвират» - СИБУР, «Ростехнологии» и Pirelli, подпишут документы и приступят к реальному формированию из шинных активов нефтехимического холдинга и контролируемых им заводов Amtel двух совместных шинных предприятий. Одно можно сказать точно – Pirelli и РТ не будут строить, как ранее намеревались, новый шинный завод в Тольятти.

Вместо него, если судить по тексту меморандума, партнеры построят в Самарской области завод по производству металлокорда - металлической ленты, используемой в шинах радиального типа. И, может быть, завод по производству сверхкрупногабаритных шин. Если, конечно, в судьбе создания объединенной шинной компании не произойдет какой-нибудь очередной крутой поворот.