Элиту надо беречь

Москва, 09.06.2011
Прославленные пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» ликвидировать категорически нельзя. В этом уверены аналитики и политики, опрошенные сегодня российской прессой. Ранее в СМИ просочились сообщения о том, что в Минобороны якобы готовится приказ о расформировании этих подразделений ВВС России.

Фото: ИТАР-ТАСС

В обстановке секретности

Знаменитые пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» будут расформированы, сообщили сегодня российские СМИ, ссылаясь на собственные источники. Согласно данным издания «Аргументы недели», в Минобороны и Главном штабе ВВС в обстановке глубокой секретности готовится «Положение о национальной пилотажной группе». Министр обороны уверен, что «гнуть петли на боевых самолетах – это слишком дорого». По данным издания, в последний раз «Стрижи» и «Витязи» поднимутся в небо в нынешнем августе на авиасалоне МАКС.

А пилоты нового подразделения будут летать на более легких Як-130. Это будет всего 18 человек – девять из основной группы и девять резервных. Где будет дислоцироваться новое подразделение – пока не ясно. Не исключено, что в Липецком учебном центре ВВС. Ведь половина подмосковного военного аэродрома в Кубинке продана.

Российские СМИ сегодня бурно отреагировали на эту новость. Сформированная в 1991 году группа «Русские витязи» единственная в мире выполняет групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях Су-27. Сформированная в 1991 году группа «Стрижи» выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29.

Пресса стремилась получить разъяснения в Минобороны и ВВС. В МО откомментировали просто: «На данный момент руководящих документов нет». Но отсутствие приказа и его подготовка – это разные вещи. Когда приказ будет, рассуждать о пользе и вреде решения нет смысла. А раз документ готовится в строжайшей секретности, то официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по ВВС полковник Владимир Дрик может этого и не знать.

Такая реформа

Вместе с тем напомним, что накануне парада 9 мая на Красной площади замглавкома ВВС Игорь Садофьев сообщил, что «Русских витязей» на параде не будет. Правда, он сказал, что пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» продолжат базироваться именно в Кубинке, где находится Центр показа авиационной техники. База останется за ними, несмотря на то что на территории аэродрома создается ЗАО «Аэропорт Кубинка» для самолетов малой и деловой авиации. По словам руководителя Центра показа авиационной техники полковника Александра Петрова, это никак не повлияет на дислокацию пилотажных групп. Хотя к 2018 году военный аэродром намерены переоборудовать в гражданский.

Эти заявления, сделанные в мае, свидетельствуют о том, что вокруг «Витязей» и «Стрижей» все же происходят какие-то события реорганизационного характера.

Напомним, в августе 2010 года сообщалось, что совладельцем военного аэродрома стала группа «Нафта Москва», а пилотажные группы ВВС России «Русские витязи» и «Стрижи» в ближайшее время будут переведены в Липецк.

Как заявил в то время начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров, из 245 разбросанных по стране военных аэродромов Минобороны оставляет себе только 27 основных. А оставшиеся – перепрофилируют или выставят на торги: их содержание нашему военному ведомству не по карману. По расчетам военных, на каждый аэродром Минобороны тратит примерно 1 млрд рублей в год, что в нынешних условиях – непозволительная роскошь. Распродажу имущества решено было начать с Кубинки, так как на него претендовал российский предприниматель Сулейман Керимов.

Петр Дейнекин, главком ВВС (1991-1998 гг.), уверен, что продажа Кубинки бизнесмену – не такой уж плохой вариант решения судьбы аэродрома. «Во времена советской власти Военно-воздушные силы вначале строили аэродромы (их было в ВВС более трехсот), а затем десятками раздавали их бесплатно по другим министерствам и ведомствам. Для примера напомню хотя бы наиболее известные в народе аэродромы Шереметьево и Ульяновск-Восточный, Мыс Шмидта и Анадырь, – пояснил он "Эксперту Online". – Теперь очередь дошла до Кубинки. И хорошо, что на этот раз нашелся покупатель – предприниматель, иначе Кубинка пошла бы под авторалли».

Руководство «Нафта Москвы» заявило о намерении создать на базе Кубинки специализированный частный аэропорт для деловой авиации. Компания Керимова стала владельцем земельных участков, вплотную прилегающих к взлетно-посадочной полосе и составляющих в общей сложности две трети территории аэродрома. По условиям сделки сама взлетно-посадочная полоса, а также рулежные дорожки и все светосигнальное оборудование остаются в собственности государства и будут эксплуатироваться совместно с частным инвестором.

Несмотря на заявления министра обороны Анатолия Сердюкова о том, что пилотажные группы продолжат свое существование в Кубинке, начался исход летчиков-асов из Центра имени Кожедуба. По данным «Эксперта», еще в августе прошлого года более десяти офицеров ВВС из Кубинки подали рапорты об отставке, выразив таким образом свое несогласие с решением Минобороны о переводе их в Липецк. Командир пилотажной группы «Стрижи» Валерий Морозов прямо заявил российским журналистам, что развитие бизнес-авиации в Кубинке неизбежно приведет к тому, что группа де-факто прекратит свое существование.

Валерий Шелковников, бывший летчик, ныне президент консультационно-аналитического агентства «Безопасность полетов», разъяснил «Эксперту Online» ситуацию: «"Стрижи" и "Русские витязи" – это элита наших летчиков. Элиту надо хранить, беречь и помогать. Они не поедут ни в Липецк, ни в Урюпинск. Здесь, около Москвы, они сформировались, у них семьи, перспективы, жизнь. Конечно, есть приказ – и все. Но это то же самое, что сказать скрипачу, который выигрывает международные конкурсы: иди в стройбат. Эти летчики – уникумы. Нельзя выгонять из Кубинки авиационную элиту. Правительство должно было бы найти компромиссное решение и оставить базирование там. Есть мировой опыт совмещения полетов военной и гражданской авиации».

Перспективы ликвидации

Перспективу расформирования двух пилотажных групп политики и эксперты, опрошенные прессой, считают недопустимым шагом. Такого рода «экономия» неприемлема, заявил СМИ первый зампред комитета Госдумы по обороне, единоросс Юрий Савенко: «То мы – богатое государство, то мы – небогатое государство. Так какое мы государство? Две пилотажные группы не можем сохранить? Я лично видел их полеты – это лучшие летчики страны. Это кузница кадров, то, к чему стремятся пилоты в воинских частях, авиационных полках и соединениях».

Думский коммунист Анатолий Локоть – более эмоционален: в случае ликвидации этих пилотажных групп «мы потеряем навыки ведения воздушного боя на современной военной технике. Фигуры, которые демонстрируют пилотажные группы, это не просто акробатика. Чем головокружительней пируэт, энергичней маневр, тем выше боеспособность». Содержать пилотажников – дорогое удовольствие. Но содержать боеспособную армию – тоже недешево. Замена тяжелых боевых самолетов на Як-130, по его мнению, неадекватный шаг: фигуры высшего пилотажа необходимо отрабатывать на боевой технике.

С ним не согласен пилотировавший истребители Петр Дейнекин: «Есть у нас и другие проблемы, которые гораздо крупнее проблем пилотажных групп и аэродрома Кубинка. Российская авиация сейчас не в такой ситуации, чтобы использовать боевые машины для авиационных шоу. Каждая боевая машина на счету, а показать, как надо летать, можно и на учебно-боевом Як-130». По его словам, реформы в армии следует поддержать: «Есть у них, на мой взгляд, и крупные ошибки, но такое большое дело без огрехов не бывает. Считаю, что руководство и Минобороны, и ВВС в сложившейся ситуации делает немало для того, чтобы заметно поправить экономическое положение и обустройство личного состава Вооруженных сил».

Но позитив в оценке реформ не отменяет необходимости сохранения «Стрижей» и «Русских витязей». Пилотажные группы не несут боевой службы, потому что у них и так очень высокие нагрузки, напоминает Дейнекин, у них другая задача: «Пилотажники должны покорять сердца зрителей. Кстати, они это и делали с блеском по всему миру. Им рукоплескали сотни тысяч зрителей в Малайзии и в Германии, в Китае и в Америке, во Франции и Великобритании».

«Нашей России как авиационной державе пилотажные группы нужны, как человеку хлеб и воздух, – уверен Дейнекин. – Содержать пилотажную группу обязательно нужно с политическими, демонстрационными, пропагандистскими и воспитательными целями для нашей молодежи. Эта группа на авиасалонах должна заявлять во весь голос и показывать всему миру, какого высокого качества у нас выпускается авиационная техника и какие у нас прекрасные пилоты. Причем нужна как мужская, так и женская пилотажные группы. Вместе с тем это дело требует участия, я бы сказал, даже вмешательства руководителей государства. Для того чтобы пилотажные группы сохранить на той высоте, которую они достигли, и пойти дальше. На это дело должна быть соответствующая программа».

России нужно не расформировывать, а, напротив, увеличивать число пилотажных групп, уверен Валерий Шелковников: «В США огромное количество пилотажных групп по родам войск: в военно-морской авиации, в ВВС. Як-130 – новый и хороший самолет. Можно сделать новую пилотажную группу на этих самолетах. Итальянцы летают на легких реактивных самолетах». По его словам, пилотажные группы нужно включить в Международный совет по аэрошоу: «Там мировые известные спонсоры, там помощь пилотам. Мир должен знать, что у нас есть такие асы. В мире проходит по 900 авиашоу в год. В них надо участвовать».

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Мир переворачивается на наших глазах
    3. Экспериментальый налог платят четверть миллиона человек
      Госдума РФ распространила эксперимент по взиманию налога на самозанятых еще на 19 регионах России. До сих пор он проходил в четырех, включая Москву
    Реклама