Дорожный расклад

Али Алиев
21 октября 2011, 09:16

В сложившейся ситуации на дорогах Москвы виноваты грубые просчеты прежнего руководства, считает мэр столицы Сергей Собянин. Однако дальнейшее расширение дорожной сети не решит транспортных проблем города. Приоритетом, по словам градоначальника, станет развитие общественного транспорта.

Фото: РИА-Новости
Московский мэр считает развитие общественного транспорта основой решения транспортных проблем столицы

Выступая с отчетом перед депутатами Мосгордумы по итогам года работы, Сергей Собянин заявил, что грубые просчеты в градостроительной политике поставили город в тяжелейшую транспортную ситуацию. «Самая высокая плотность застройки, самая низкая удельная площадь дорог на единицу территории. Радиальная и моноцентричная структура города. Сегодня, наверное, мало кого интересует вопрос, кто в этом виноват – Иван Грозный или Владимир Ресин, гораздо важнее понять, что надо делать. Строить больше дорог и развязок? Безусловно, это необходимо, но нельзя забывать, что новые дороги быстро заполняются новыми машинами, как это происходило и раньше. В конечном счете проблемы это не решит», – подчеркнул мэр.

По его словам, построить столько дорог в плотно застроенном городе невозможно. «Столкнувшись с этой проблемой, все города мира выработали единственный рецепт – приоритетное развитие общественного транспорта. Москва – не исключение, мы должны предоставить каждому москвичу возможность в разумные сроки и с комфортом совершить свои ежедневные поездки. Такая программа разработана и принята в столице. Вот ее основные направления: увеличение протяженности метрополитена на 75 км, для этого правительство Москвы возобновило замороженные стройки, максимально быстро приступило к созданию новых проектов линий метро, подготовке площадок для строительства. Для реализации программы было привлечено большинство российских предприятий метростроения», – пояснил Сергей Собянин.

Мэр добавил, что на пригородном железнодорожном транспорте меняется тарифная политика. «С 1 ноября 2011 года пригородными железнодорожными компаниями вводится новый вид проездного билета, позволяющий ездить из ближнего Подмосковья в центр города в два раза дешевле, чем сегодня. Приобретает реальные черты и реконструкция Малого кольца Московской железной дороги с организацией пассажирских перевозок. В этом году начато масштабное обновление автобусного парка. Первая сотня новых низкопольных автобусов уже вышла на городские маршруты», – сообщил градоначальник.

По мнению Сергея Собянина, развитие метро, наземного транспорта, создание выделенных полос движения, строительство паркингов и развитие такси позволят Москве решить транспортные проблемы не за 10-20 лет, «а в среднесрочной перспективе». «Я считаю, что первые результаты мы должны увидеть через два-три года, а значительного улучшения ситуации – в течение пяти лет», – пообещал мэр. 

Инженер-эксперт «Инжиниринговой компании „2К”» Игорь Смирнов согласен, что для решения транспортных проблем Москвы городской транспорт, конечно же, нужно развивать. «В Москве острый дефицит наземного городского транспорта, острейший дефицит линий метро. В столице ежедневно находится более 20 млн человек (из них постоянно живущих в столице чуть менее 12 млн человек). Понятно, что для перевозки такого потока людей нужно развивать все виды транспорта, – говорит он. – Другой вопрос, что накопившиеся за последние 20 лет транспортные проблемы в течение двух-трех лет не решить. Нужен обдуманный, хорошо проработанный и просчитанный план развития транспортной сети столицы».

Аналитик отмечает, что действия в отсутствие такого плана приводят только к усугублению проблем. «К примеру, идея с выделением полос под общественный транспорт хороша и необходима. Но на многих участках, где выделили такую полосу, движение на личном автомобиле стало еще более проблемным, чем раньше, а полосы для общественного транспорта пустые, так как нет достаточного количества автобусов и троллейбусов, – говорит Смирнов. – И увеличение количества парковок, и рациональная организация движения тоже являются приоритетами. Но еще раз повторим, все варианты решения проблем должны быть взвешены, продуманы и просчитаны».

Ускоренное развитие гортранспорта, несомненно, улучшит транспортные возможности жителей мегаполиса, но это не значит, что ситуация станет лучше для автомобилистов, считает Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит». «Мэр, следуя современным трендам, заботится о жителях и экологии, всем угодить невозможно, – говорит он. – У тех, кто передвигается на автомобилях, остается право выбора: либо добираться быстрее на работу, пересев на общественный транспорт, либо торчать в пробках, наслаждаясь „индивидуальным автомобильным комфортом”».

Аналитик согласен с тем, что возможности для строительства новых дорог в Москве исчерпаны. «Расширение дорожной сети возможно только путем поиска нестандартных и, вероятно, очень дорогостоящих решений. К примеру, это могут быть дороги „второго” уровня над уже существующими или ж/д путями, – полагает он. – С точки зрения дорожной сети видится резерв в расшивке узких мест через строительство подземных или мостовых переходов через малое ж/д кольцо. По-прежнему надо срочно решать вопрос с парковками. Собянин вызывает уважение тем, что мэр „опустился” до уровня простых решений – провел инвентаризацию парковочных мест и на ровном месте нашел к миллиону еще 500 тыс. Далее, конечно, задача будет усложняться, но начало положено».

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что развитие городского транспорта решает лишь одну часть транспортной проблемы Москвы. «Чтобы у нас сложилась идеальная ситуация в Москве с транспортом, нужно и строить дороги и развязки, и решать проблему парковок, и воспитывать наших граждан, и менять их отношение к городу вообще и к транспорту в частности».

«Прав он или нет, мы узнаем через некоторое время, когда станут видны первые итоги развития общественного транспорта по плану Собянина, – говорит аналитик. – Пока можно лишь сказать, что все же односторонний перекос, только лишь развитие общественного транспорта, если, конечно, так произойдет, будет ошибкой. Без решения остальных городских транспортных проблем ситуацию в городе не изменить. Потому что, если представить себе, что „план Собянина” сработал, неизбежно настанет день, когда пробки будут состоять из общественного транспорта и пассажиры точно так же будут тихо про себя ругаться, как они ругаются сейчас, сидя в пробках, которые большей частью состоят из личных автомобилей и автомобилей чиновников».

По мнению аналитика, главное, что нужно делать, – это решать все транспортные проблемы Москвы в комплексе, пусть понемногу, но решать. «Потому что выделение только чего-то одного, ставка на решение одной проблемы не поможет городу. Кроме того, считаю очень важным решать транспортные проблемы не только города, но и области, – напоминает он. – Жители Подмосковья работают в Москве, москвичи едут на дачи, мы взаимозависимы друг от друга, и в Москве решить целиком транспортные проблемы просто не удастся, пока не будут параллельно решаться транспортные проблемы в области».