Нефтяная компания ТНК-ВР намерена до конца года реализовать в Оренбургской области 70 инновационных проектов по увеличению добычи нефти. Их применение позволит добыть в регионе дополнительно 156 тыс. тонн нефти и получить экономический эффект в размере 805 млн рублей. «Некоторые из реализуемых у нас пилотных технологических проектов смогут впоследствии масштабирования быть применены в рамках всей компании», — подчеркнул генеральный директор «Оренбургнефти» (входит в ТНК-ВР) Валерий Батрашкин.
Оренбуржье относится к старым нефтедобывающим регионам страны — добыча «черного золота» здесь началась еще в 40-е годы прошлого века. Однако тогда советское правительство делало упор на развитии здесь добычи газа, поэтому совокупные объемы нефтедобычи «Оренбургнефти» (ОН) и «Бугуруслан нефти» (БН) составляли 13–14 млн тонн нефти в год, а к 2002 году вовсе упали до 10 млн тонн. ТНК-ВР даже хотела продать БН, однако, получив налоговые льготы на его старые месторождения и с помощью новых методов стабилизировав на нем добычу, передумала. «"Бугурусланнефть" сегодня — один из самых высокоэффективных активов ТНК-ВР. Достичь этого удалось благодаря двум факторам. Во-первых, льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, что на 60–70% повысило эффективность актива. Во-вторых, получив льготу, мы вложили значительные средства в поддержание уровня добычи. А улучшив управление затратами, мы добились прекращения падения добычи в "Бугурусланнефти" и сделали актив рентабельным», — открывает «секрет» исполнительный вице-президент по разведке и добычи ТНК-ВР Сергей Брезицкий.
Общий объем добычи нефти ОН и БН в прошлом году составил 19,9 млн тонн нефти. И это не предел. К 2015 году ТНК-ВР намерена извлекать из недр Оренбуржья по 25 млн тонн «черного золота» в год. Поэтому помимо внедрения инновационных технологий в бурение скважин и их разработку компания интенсивно вкладывается здесь в геолого-технические мероприятия и геологоразведочные работы. Общий объем инвестиций ТНК-ВР в 2011–2013 годы, по данным правительства региона, в развитие нефтедобывающего комплекса в Оренбургской области составит 90,6 млрд рублей. Эти деньги предназначены для поиска и разведки новых месторождений, развития и ускоренного строительства инфраструктуры, проведения комплекса геолого-технических мероприятий по оценке и вовлечению в разработку перспективных запасов углеводородов на месторождениях.
Отдельная тема — сбор и переработка попутного нефтяного газа (ПНГ), который добывается вместе с нефтью. Оренбуржье, в отличие, например, от Западной, и уж тем более Восточной Сибири, хорошо тем, что уже имеет развитию инфраструктуру по сбору и первичной переработке ПНГ. И здесь можно не только сравнительно быстро выполнить решение правительства об обязательной утилизации 95% извлекаемого ПНГ, но и заработать на этом. Поэтому прошлой зимой ТНК-ВР объявила о расширении сотрудничества в сфере сбора и переработки ПНГ с нефтехимическим холдингом «Сибур» Леонида Михельсона, а весной начала строить Покровскую установку комплексной подготовки газа стоимостью 195,9 млн долларов, которая позволит к лету будущего года практически полностью уйти от сжигания попутного нефтяного газа в Оренбургской области и, соответственно, минимизировать выбросы в атмосферу на территории региона. На прошлой неделе компания потушила газовый факел на Гаршинском месторождении, введя там в эксплуатацию газокомпрессорную станцию и установку предварительного сброса воды стоимостью 31 млн долларов. «Реализация этого проекта позволит не только обеспечить уровень утилизации газа на Гаршинском месторождении не менее 95%, но и серьезно снизит эксплуатационные затраты. При этом предприятие получит дополнительную прибыль от реализации попутного нефтяного газа, а регион — новые рабочие места», — заявил по этому поводу директор филиала «ТНК-ВР Оренбург» Александр Грабовский.
Деньги на оренбургские проекты у компании есть. Чистая прибыль ТНК-ВР по US GAAP за девять месяцев 2011 года составила 6,8 млрд долларов, что на 75% больше показателя за аналогичный период 2010 года. Выручка за девять месяцев 2011 года выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отражая более высокие цены Urals и рост добычи.