Перехват «Ангары»

Москва, 24.01.2012
Ракетный завод «Протон-ПМ» (Пермский край, контролируется ракетной корпорацией ГКНПЦ им.Хруничева) с 2017 года намерен разместить на своих новых производственных площадях практически полноцикловое производство нового ракетного двигателя РД-191 для ракет-носителей семейства «Ангара». Об этом говориться в материалах пресс-службы администрации Пермского края.

Иллюстрация: Эксперт Online

Сейчас «Протон-ПМ» как серийный завод производит жидкостные ракетные двигатели РД-276, которые используются в качестве энергетической установки для первой ступени «хруничевских» ракет-носителей «Протон». Однако, еще в августе 2009 года Пермский край, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и государственный космический научно-производственный центр им.Хруничева подписали соглашение о создании на территории региона производственной базы основных агрегатов ракетных двигателей РД-191 для перспективных ракет-носителей семейства «Ангара». Согласно этому соглашению, при поддержке краевой администрации на испытательном полигоне «Протона-ПМ» в поселке Новые Ляды сейчас создается технополис «Новый Звездный», общие вложения в создание которого (с учетом создания жилого городка) превысят 10 млрд рублей. В 2011 году инвестиции в этот проект составили около 500 млн рублей (80 млн рублей — федеральный бюджет, остальное — вложения акционеров «Протона-ПМ» и самого предприятия). В этом году инвестиции в создание «Нового Звездного», в первую очередь — за счет федерального бюджета, планируется увеличить до 700 млн рублей. По словам руководителя этого проекта Сергея Толчина, интерес к «Новому Звездному» проявили Пермский моторный завод, Пермская научно-производственная приборостроительная компания и Пермский национальный исследовательский политехнический университет. На самом ракетном заводе за прошедшие полтора года была проведена серьезная реконструкция литейного и механосборочного производств. «Таким образом, сейчас практически заканчивается создание универсального технологического комплекса, позволяющего предприятию в кратчайшие сроки проводить подготовку производства, адаптироваться к любым видам продукции. С 2012 года мы уже переходим к созданию специализированных технологий под конкретный двигатель РД-191», — заявил в середине января в разговоре с новым полпредом президента по ПФО Михаилом Бабичем генеральный директор «Протона-ПМ» Игорь Арбузов.

Позиция топ-менеджмента «Протона-ПМ» и администрации Пермского края абсолютно понятна. Машиностроительные предприятия региона уже смогли получить «главный заказ» в сфере гражданской авиации — производство моторов «под ключ» для самого перспективного гражданского среднемагистрального российского самолета — МС-21. И, несмотря на то, что официально конкурс «Иркута» на поставку двигателей к этому самолету выиграла канадско-американская компания Pratt & Whitney с двигателем PW1000G, до 2013 года из федерального бюджета на реализацию программы создания семейства перспективных двигателей для гражданских самолетов «ПД-14» Пермскому моторному заводу (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» — ОДК) выделяется более 24 млрд рублей.

В сфере же производства ракет самым главным и перспективным российским «изделием» с легкой руки нового главы Роскосмоса Владимира Поповкина была объявлена «Ангара», с помощью которой ГКНПЦ им. Хруничева намерен занять почти весь отечественный рынок космических запусков (концепция «Ангары» предусматривает создание носителей четырех классов грузоподъемностью от 1,5 до 35 тонн). Правда, ее пуск с космодрома Плесецк должен был состояться еще в 2005 году. С тех пор он переносился восемь или девять раз, и не факт, что если даже ракета и взлетит все-таки в 2013 году, то впоследствии она будет пригодна к эксплуатации в коммерческих целях. Но нынешнее руководство Роскосмоса все равно полно решимости довести этот проект до логического конца и, естественно, все предприятия, которые участвуют в кооперации по создании «Ангары», тоже твердо намерены получить свой кусок «космического пирога».

В частности, двигатель первой ступени — РД-191 — разработало «Энергомаш им Глушко» (после 120 огневых испытаний в мае прошлого года межведомственная комиссия все же дала «добро» на его использование в составе семейства ракет-носителей «Ангара»). Он же его и изготавливал, в том числе и с помощью Воронежского механического завода (там делали камеры сгорания и другие агрегаты). Но еще весной прошлого года губернатор Пермского края Олег Чиркунов заявил, что сделает все возможное, чтоб максимум работ по изготовлению РД-191 досталось «Протону-ПМ». «За этот заказ шла и идет жесточайшая борьба. Наша задача — сделать так, чтобы это производство сосредоточилось именно на пермской земле. Поскольку получение этого заказа — это вопрос стратегии развития одного из крупнейших предприятий Пермского края — «Протона-ПМ», — сказал тогда пермский губернатор.

Возможно, в этом году процесс «посадки» двигателя первой ступени для «Ангары» в Перми пойдет даже быстрее, чем там ожидали. После серии прошлогодних неудачных запусков глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что отрасль космического ракетостроения ждут серьезные изменения и в первую очередь — в сфере производства двигателей. Вместо вертикальных холдингов, таких как центр Хруничева, например, могут быть созданы «горизонтальные» специализированные структуры. «Сегодня в Роскосмосе есть план создания структур, интегрированных по горизонтальному принципу. Можно говорить о 4–5 больших холдингах. Например, в один из них могут войти тот же «Хруничев» и ЦСКБ «Прогресс». Это будет мощный холдинг по ракетам-носителям», — сказал глава Роскосмоса накануне нового года. Рассматривают в российском космическом агентстве и идею двигателестроительного холдинга. Но к какому-то конкретному выводу еще не пришли, поскольку часть двигателестроительных предприятий России, выпускающих моторы и для авиации, и для ракет (например, объединение «Кузнецов» в Самаре — бывший завод имени Фрунзе) уже входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию», за которую госхолдинг «Оборонпром» будет биться до последнего.

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама