«Курганец» заряжается

Вадим Пономарев
20 февраля 2012, 16:06

Машиностроительный концерн «Тракторные заводы» сообщил, что скоро представит военным новую разработку перспективной легкобронированной боевой машины «Курганец-25». Она должна стать основой новой линейки легкобронированной российской гусеничной техники.

Фото: РИА Новости
Концерн «Тракторные заводы» надеется хорошо заработать на новой модели боевой машины пехоты

О «Курганце-25», который должен прийти на смену широко известным «боевой машине пехоты-3» (БМП-3) и, по сути, всем сериям «боевой машины десанта» (БМД), говорят, уже лет пятнадцать. За это время концерн «Тракторные заводы», который серийно производит боевые машины в Кургане и в Воронеже, на 80% унифицировал узлы и агрегаты БМП-3 и БМД-4 (получилась БМД-4М), вооружил целую армию Объединенных Арабских Эмиратов БМП-3 (с французскими тепловизорами и кондиционерами), но так и не смог вернуть любовь к своей бронированной продукции российского Министерства обороны. На прошлой неделе начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров в очередной раз подтвердил, что, пока концерн Михаила Болотина не представит Минобороны принципиально новую легкобронированную гусеничную машину, российская армия в обозримом будущем привычные версии БМП и БМД у него покупать больше не будет. «Фактически БМД-4 — это версия БМП-3, никакой защиты — опять все наверху (генерал имел в виду, что при первой возможности десантники вылезают из машины наверх, на броню. — "Эксперт Online"). А стоит она дороже танка. Мы на эту машину как не смотрели, так и не смотрим», — негодовал начальник Генштаба по поводу низкой, по его мнению, защиты днища этих машин от поражения.

«БМП-3 в своем классе является лучшей в мире. Но мне кажется, что вопрос заключается не в самой машине, а в том, что Министерство обороны и Генеральный штаб сами для себя не ответили до конца на вопрос о том, какая машина им нужна? Будут ли формироваться мотобатальоны? Как они будут выглядеть? Этого пока никто не знает. И именно в этом сейчас заключается проблема: пока никто не знает, какие машины и для чего применять в российской армии», — заявил на эту тему в эфире «Вести 24» первый вице-президент «Тракторных заводов» Альберт Баков. И то количество машин, которые выпустил и продолжает выпускать «Курганмашзавод» на экспорт (КМЗ, сейчас там делают заказ для Венесуэлы и Индонезии), по мнению топ-менеджера концерна, обеспечит загрузку КМЗ и его смежников «на долгие годы вперед».

Тем не менее «Тракторные заводы» заявили о том, что входящее в состав холдинга специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ) уже до конца этого года намерено завершить разработку и получить прототип перспективной легкобронированной боевой машины «Курганец-25». Характеристики его по-прежнему неизвестны, но новая машина сохранит столь любимое заказчиками качество — преодоление водных преград «с ходу», но ее защищенность, по словам Альберта Бакова, «должна подняться в разы». Из других источников известно, что «Курганец-25» предположительно будет с передним расположением двигателя и модульной съемной броней (это позволит создать на его базе воздушно-десантный вариант). Для использования в составе военно-морских десантных групп, возможно, будет создан вариант БМП, развивающий скорость на воде до 25–30 км/ч.

Правда, пока «Тракторные заводы» не могут сказать о том, какова будет стоимость новой машины, если она устроит военных. Супертанк «Объект 195», который в свое время по заказу Минобороны разрабатывал «Уралвагонзавод» (УВЗ), тоже был всем хорош, кроме цены — под 400 млн рублей. Поэтому российское ведомство предложило УВЗ сделать что-нибудь «попроще и подешевле» (сейчас этот проект называется «Армата»). В отношении «Курганца-25» Альберт Баков уже сейчас заявил, что использование новых уникальных материалов, которые позволяют наделить бронетехнику новыми качествами, не сделает машину дешевой. Поэтому, если Минобороны она понравится, то российскому военному ведомству придется или покупать ее по цене, обеспечивающей не 3–5%, а нормальную рентабельность производства, или ждать своей очереди после зарубежных заказчиков. «Все упирается в стоимость. Придуманная кем-то в недрах Министерства обороны гениальная фраза "хочу чудо за умеренные деньги" сегодня в жизни не очень проходит, потому что создание новых материалов в машиностроении — это довольно дорогостоящий процесс. Поэтому мы надеемся на то, что машины будут иметь хороший экспортный потенциал и за счет доходов от экспорта можно будет добиться снижения цены на новые машины для российской армии», — заявил топ-менеджер «Тракторных заводов».

Хотя, с другой стороны, машиностроительному концерну грех обижаться на невнимание государства. Когда дела в отрасли в 2009 году были совсем плохи, Внешэкономбанк дал «Тракторным заводам» 15 млрд рублей на семь лет под минимальные проценты, чтобы тот реструктурировал краткосрочные долги перед коммерческими банками. А в сегодняшней программной речи по поводу укрепления национальной безопасности премьер-министр Владимир Путин пообещал производителям бронетехники, что до 2020 года российская армия купит у них более 2,3 тыс. танков, около 2 тыс. самоходных артиллерийских комплексов и более 17 тыс. военных автомобилей. Очевидно, в это время в войска придут и «Курганцы-25».