Убыточная переработка

Али Алиев
24 февраля 2012, 19:02

Российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР приняла решение с марта остановить принадлежащий ей Лисичанский НПЗ. Нефтепереработка на Украине стала нерентабельной из-за роста акцизов и замораживания цен на топливо в России.

Фото: ИТАР-ТАСС
ТНК-ВР в марте остановит Лисичанский НПЗ на Украине

По словам представителя ТНК-ВР, которого цитирует агентство «Прайм», российская компания уже более года говорит о критической ситуации в нефтеперерабатывающей отрасли Украины и необходимости введения защитных мер со стороны государства, которые позволят, как минимум, сохранить еще работающие НПЗ.

«Очевидно, что в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится и переработка нефти на ЛИНИКе как для украинского, так и для российского рынка останется убыточной. Поэтому руководством ТНК-ВР было принято решение приостановить поставки сырья на НПЗ и начать ремонтные работы на ЛИНИКе уже с марта», — сказал собеседник агентства, подчеркнув, что компания продолжит выполнять свои обязательства по контрактам на поставку нефтепродуктов и сделает все возможное, чтобы полностью обеспечить необходимыми объемами своих клиентов и потребителей.

Год назад ТНК-ВР уже рассматривала возможность остановки завода. Ежемесячно по толлинговой схеме на Лисичанском НПЗ перерабатывалось 300 тыс. тонн нефти, полученные нефтепродукты в основном поставлялись в южные регионы России. В апреле прошлого года заместитель исполнительного вице-президента по переработке и торговле ТНК-ВР Амир Фейзулин сообщал журналистам, что компания удерживает уровень эффективности на Лисичанском НПЗ на Украине за счет толлинговых схем — с использованием ввозимого сырья и вывозом готовой продукции. При этом топ-менеджер подчеркнул, что сеть АЗС компании, действующая на Украине, не зависит от объемов производства на Лисичанском НПЗ, и для нее нефтепродукты приобретаются на внутреннем рынке Украины.

После введения в России в октябре прошлого года системы «60-66» выгоднее стала не переработка, а экспорт нефти. К тому же российским нефтяникам в административном порядке запретили повышать до выборов розничные цены на топливо — такое указание дал вице-премьер Игорь Сечин в конце января.

Отметим, что другая российская нефтяная компания, «ЛУКойл» в октябре 2010 года остановила Одесский НПЗ для планового ремонта. Компания объясняла свое решение низкой рентабельностью и неблагоприятной конъюнктурой украинского рынка. С тех пор работа завода не возобновлялась.

Представитель ТНК-ВР напомнил, что в первом квартале 2012 года нефтепереработка на Украине остается убыточной, что существенно влияет на финансовые результаты ТНК-ВР. По его словам, 2010 год ТНК-ВР на Украине закончила с убытком в 68 млн долларов, а по итогам прошлого года также получен негативный финансовый результат.

«Правительство страны до сих пор не приняло решений, позволяющих украинской нефтепереработке выйти из кризиса», — напомнил представитель ТНК-ВР. Тем не менее, по его словам, «НПЗ ЛИНИК, принадлежащий ТНК-ВР, продолжит работать до тех пор, пока не будет вынесено финальное решение относительно дальнейших действий компании на рынке Украины. Данное решение будет приниматься исключительно в соответствии с внутренним регламентом компании».

Аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук напоминает, что хотя ТНК-ВР — один из самых активных игроков на рынке розничных АЗС на Украине и в России, текущая ситуация на этом рынке является неблагоприятной из-за жесткого регулирования со стороны государства. «ТНК-ВР владеет 416 АЗС на Украине, куда поставляет нефтепродукты со своего Лисичанского НПЗ, и 40 в Беларуси (поставки осуществляются с Мозырского НПЗ «Славнефти»). И в России, и на Украине из-за политики сдерживания цен на нефтепродукты, нефтяники сейчас работают на уровне нулевой рентабельности, — говорит он. — Скорее всего, до ослабления регулирования ТНК-ВР, как и «Татнефть» (которая месяц назад продала свою сеть АЗС на Украине) будет специализироваться на розничных сетях в тех регионах России, где компания имеет конкурентные преимущества».

Основной источник сырья для нефтепереработки на Украине — добываемая в России нефть, отмечает аналитик Allianz РОСНО Управление Активами Ариэл Черный. «При этом нефтепродукты «домашнего» производства конкурируют с продукцией белорусских и российских НПЗ, работающих на той же российской нефти, и украинский рынок открыт для импортных нефтепродуктов, — говорит он. — При этом налоговые режимы в России и Белоруссии, соглашения о льготных поставках нефти в Белоруссию, в конце концов,  чисто географические причины приводят к тому, что нефтепродукты, произведеные из ввезенной в страну нефти, оказываются неконкурентоспособными по сравнению с нефтепродуктами, произведенными из той же нефти в России или Белоруссии, и импортированными в страну».

Тем более, полагает аналитик, что технический уровень украинских НПЗ тоже оставляет желать лучшего. «В результате украинские НПЗ работают не в полную нагрузку и несут убытки. Лисичанский НПЗ держался кое-как за счет работы по толлинговой схеме произведенные на нем нефтепродукты отправлялись обратно на российский рынок, но после фактической заморозки цен на бензин в России и эта схема стала невыгодной, — согласен он. — В таких условиях выход российских компаний из украинских нефтеперерабатывающих активов действительно вероятен, однако кто станет покупателем — пока непонятно. Так, «ЛУКойл» пока продолжает искать покупателя на простаивающий уже больше года (тоже из-за нерентабельности) Одесский НПЗ».

О сложностях в работе на Украине ТНК-ВР заявляет уже не в первый раз, напоминает старший инженер «Инжиниринговой компании «2К» Андрей Правдин. «Финансовые показатели компании не нуждаются в комментариях. В этих условиях ремонт НПЗ будет выходом для ТНК-ВР. Проблема нефтепереработки — импортные поставки бензина. Топливо из Белоруссии оказывается дешевле продуктов местной нефтепереработки, — отмечает он. — Решением проблемы кажется повышение импортных пошлин на бензин. Однако это приведет к удорожанию топлива в стране. Власти Украины и без того зажатые в энергетические клещи, видимо, не решаются на подобные меры, которые могут привести к росту социальной напряженности в стране. Пока на Украину будет ввозиться дешевый бензин из Белоруссии, проблема собственной нефтепереработки в стране не решится».

Естественно, что в этих условиях нефтекомпаниям проще закрыть завод на ремонт, чем продолжать работать в убыток, считает аналитик. «Выгодно продать нефтеперерабатывающий актив в нынешних условиях вряд ли возможно. В итоге нефтяники приостанавливают производственный процесс, — отмечает он. — Исправить ситуацию можно либо за счет жесткого государственного решения о повышении пошлин, либо ситуация разрешится самостоятельно. Производство на НПЗ снизится в связи с нерентабельностью, что приведет к дефициту топлива на Украине и, соответственно, росту цен на бензин. В итоге повысится рентабельность НПЗ и нефтяники снова их запустят.

По мнению аналитика ИФК «Солид» Елены Юшковой, покупать нефть украинским НПЗ экономически невыгодно из-за того, что Украина не входит в Таможенный союз. «В результате  тонна сырья обходится украинскому нефтеперерабатывающему заводу примерно на 120 долларов дороже, чем заводу в России, Белоруссии или Казахстане, — говорит она. — Сегодня Украина в огромном количестве импортирует нефтепродукты из Белоруссии по демпинговым ценам. От этого страдает не только Лисичанский НПЗ, но также другие крупные нефтеперерабатывающие заводы, такие как Одесский НПЗ (принадлежит ЛУКОЙЛу) и Кременчугский НПЗ (в собственности СП «Укртатнафта»)».

«Лисичанский НПЗ долгое время работал по давальческой схеме, при которой сырая нефть не приобреталась, а поставлялась ТНК-BP для переработки. Впоследствии ТНК-BP вывозила в Россию полученные на Лисичанском НПЗ нефтепродукты, — напоминает она. — Однако в последнее время все чаще стали возникать проблемы с контролем за возвратом на родину всех полученных продуктов. Завод стал повышать или понижать выход продукта так, как ему выгодно. При этом российская сторона не могла проконтролировать соблюдение установленных стандартных норм выхода продуктов переработки».

Таким образом, считает аналитик, одной из задач ремонтных работ, которые планируется начать на заводе с марта текущего года, станет наведение порядка в выходе нефтепродуктов, что позволит решить проблему контроля. «Выход российских ВИНК из нефтеперерабатывающих украинских активов маловероятен, так как в ремонт и реконструкцию украинских НПЗ уже были вложены значительные средства. Терять эти инвестиции для российских компаний было бы крайне нежелательно. Так ТНК-BP только за 2011 году инвестировала в развитие производства и реализации нефтепродуктов на Украине около 160 млн долларов (без НДС), — полагает Елена Юшкова. — На текущий момент у украинских властей нет достойной альтернативы российским компаниям в плане сотрудничества, и в ближайшие годы вряд ли она появится. Поэтому самым лучшим способом исправления ситуации стало бы вступление Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что вряд ли ТНК-ВР или «ЛУКойл» можно обвинить в политической ангажированности. «Поэтому называемые компаниями причины прекращения работы нефтеперерабатывающих мощностей обоснованы. Вряд ли в этих действиях есть какая-то политическая подоплека, — говорит он. — Во всей этой истории интересует лишь одно: кто же снабжает всю Украину нефтепродуктами? Какие НПЗ? Причем снабжает так, что никаких бунтов в регионах нет, население дороги не перекрывает, да и цены на ГСМ, видимо, приемлемые».

По мнению аналитика, пока ситуация не стала необратимой, еще есть возможность изменить ситуацию, и власти республики могут вмешаться. «Так что не стоит ожидать выхода российских компаний из украинских НПЗ, — говорит он. — К тому же, действительно, могут возникнуть проблемы с поиском покупателей на эти активы, и с получением за них адекватной цены. И даже если ситуация будет ухудшаться, российские ВИНКи всё равно постараются как-то изменить ситуацию, и вот как раз в этом случае могут воспользоваться политическим ресурсом».

Вероятнее всего, считает Дмитрий Баранов, что власти Украины должны каким-то образом изменить экономическое законодательство в стране, чтобы стимулировать возобновление переработки нефти. «Возможно, что проблема заключается не в том, что это сделать нельзя, а в том, что власти республики не хотят создавать преференции для одной отрасли, ведь тогда о том же попросят и представители других отраслей, — полагает он. — Кстати говоря, не исключено, что какие-то решения проблемы уже ищутся. Вряд ли Киев заинтересован в «выдавливании» российских компаний из своей экономики. Во-первых, этими предприятиями никто другой может не заинтересоваться, во-вторых, страдает репутация республики, в-третьих, отношения в газовой сфере уже обострили наши отношения, и обострение в нефтяной отрасли может «подкосить» Виктора Януковича и его правительство, тем более, что к власти он приходил с обещанием максимально укрепить отношения с Россией, пока же происходит обратное».

Руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов отмечает, что с прошлого года Лисичанский НПЗ не работает на украинский рынок. «И причина экономическая – на украинском рынке не востребована более качественная продукция Лисичанского НПЗ. В то же время, толлинговая схема, применяемая сейчас, делает продукцию завода неконкурентоспособной на российском рынке из-за более высоких издержек и невозможности повышения цен продажи, - говорит он. - ТНК-ВР пока не объявляло о возможности выхода из украинских активов. В то же время, Одесский НПЗ закрыт на реконструкцию длительное время и «ЛУКойл» высказывался о возможности сдачи его в аренду, но не продажи. Действительно, в ситуации, когда рынок Украины заполонен менее качественными, но более дешевыми импортными нефтепродуктами, возможности выгодной продажи перерабатывающих активов очень сильно ограничены.

По словам аналитика, доля импорта нефтепродуктов на Украине составляет порядка 70% и, несмотря на заявления властей об увеличении собственного производства и доведения его до 85% в общем объеме производства, никаких действий украинские власти не предпринимают. «Решением могло бы стать введение заградительных пошлин на нефтепродукты (обсуждалось: на бензин - EUR130/тонна, на дизтопливо - EUR80/тонна), введение более жестких технических регламентов, ужесточение мер по борьбе с контрабандой нефтепродуктов. Текущая ситуация «убивает» нефтепереработку на Украине», - считает он.