Ожидания в позитиве

Екатерина Шохина
9 февраля 2012, 08:54

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2012 года выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 154 406 штук, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Фото: РИА Новости
Данные о январских продажах автомобилей на российском рынке вселяют оптимизм

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, рост в 20% в январе положил успешное начало году.

«Это соответствует нашему прогнозу, по которому в 2012 году в РФ будут проданы 2,8 млн автомобилей. Тем не менее январь – короткий месяц для торговых операций. На объемы продаж автомобильных марок влияет уровень нереализованных запасов за прошлый год. Таким образом, в марте основные тенденции рынка будут более ясными», – отметил он.

По объемам лидерство на российском авторынке сохраняет АвтоВАЗ, при этом его продажи падают третий месяц подряд – по итогам января на 21,4%, до 29 034 автомобилей, с учетом мелкосерийных моделей «Супер-авто» и ПСА «Бронто», а также машин, выпущенных на «Иж-авто» и «Чеченавто».

Снижение продаж на АвтоВАЗе объясняют сокращением производства устаревшего и наиболее дешевого семейства Lada 2107, а также завершением утилизационной программы, по которой АвтоВАЗ продавал в прошлом году порядка 50% своих машин.

На второе место по объему продаж в январе вышла Kia – реализация 11 009 автомобилей (+38%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Более половины январских продаж Kia пришлось на новый Rio. Третье место занимает Renault, увеличивший реализацию на 40%, до 10 909 автомобилей. Чуть меньший результат показал Nissan – 10 780 машин (+57%). Замыкает «пятерку» лидеров Hyundai с показателем 10 208 проданных автомобилей (+86%). В топ-10 самых продаваемых марок по итогам января также вошли Chevrolet (9727 шт., +33%), Volkswagen (9298 шт., +118%), Toyota (7956 шт., +26%), Ford (6541 шт., +80%) и Daewoo (4807 шт., +4%).

Как говорится в сообщении АЕБ, из десяти лидеров продаж по моделям среди новых легковых автомобильных марок все произведены на территории РФ.

Напомним, в 2011 году российский автомобильный рынок вырос на 39% по сравнению с 2010 годом, или на 740 614 единиц проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей, и составил 2,6 млн автомобилей. По данным Минпромторга, объем производства легковых автомобилей в России увеличился на 45%.

Прогноз на оставшиеся 11 месяцев текущего года у экспертов кардинально различается. В АЕБ считают, что активный рост авторынка продолжится. Росту спроса, по их мнению, будут способствовать сразу несколько факторов, а именно, недостаточное количество личных автомобилей в собственности, высокие показатели устаревшей техники и высокий потенциал и инвестиционная активность российских регионов.

В то же время аналитики исследовательской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют по итогам года в лучшем случае стагнацию, а в худшем – сокращение продаж на 8%. Причин также называется несколько, среди них окончание программы субсидирования государством процентной ставки по автокредитам, вступление России в ВТО и нестабильность в мировой экономике.

Руководитель проекта Auto-Dealer.ru Олег Дацкив считает, что в текущем году на спрос будет влиять много разнонаправленных факторов. «Первая половина года, скорее всего, будет благоприятной для автодилеров, – считает Дацкив. – Во второй половине года нас ждет слишком много неопределенности. Опыт показывает, что в период турбулентности спрос у нас падает резко – в два раза, но перед этим потребитель все-таки старается вложить средства во что-то надежное – в недвижимость или в автомобиль».

В то же время заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ Владимир Бессонов считает показатели января явным указанием на дальнейший позитив (тем более что первый месяц года традиционно не самый лучший в части покупательского спроса). «Я традиционно люблю смотреть на то, что происходит в автопроме. Не только потому, что это огромный экономический кластер, но и потому, что это еще и ожидания. Если люди покупают автомобили, значит, у них оптимистичные ожидания. Помесячная динамика производства автомобилей с очищенной сезонностью свидетельствует о том, что мы уже значительно превзошли докризисный пик 2008 года и идем дальше», – утверждает эксперт.