Любовь под пальмами

Екатерина Чен
28 мая 2012, 13:17
Фото: AP
Победителем Каннского кинофестиваля стала «Любовь» Михаэля Ханеке

Три года назад австриец, работающий во Франции, уже получал «Золотую пальмовую ветвь» за предыдущую свою картину, «Белую ленту». И это, пожалуй, было единственным фактором, заставлявшим сомневаться в том, что Ханеке опять дадут главный приз. Фильм «Любовь» про 80-летних стариков, держащихся друг за друга до последнего, был фаворитом критиков. «По-моему, Ханеке – лучший режиссер из всех живущих», – заявил на награждении исполнитель главной роли в фильме Жан-Луи Трентиньян. Михаэль лишь улыбнулся. Его простая история о том, как пенсионер ухаживает за больной женой, сперва облегчая, а потом и вовсе прекращая ее мучения, тронула многих – как сказал сам режиссер, во многих семьях, и в его тоже, была ситуация с необходимостью переживать страдания близких. Реальность, кстати, прямо в день награждения Ханеке странным образом откликнулась на «Любовь»: местная пресса написала, что в доме престарелых под Каннами обнаружили мертвой 85-летнюю старушку и подозревают, что расстаться с жизнью ей помог находившийся рядом 89-летний муж.

Гран-при (второй по значению приз) увозит с Лазурного берега итальянец Маттео Гарроне. Его фильм «Реалити-шоу» повествует о человеке, который очень хотел попасть в телевизор и подвинулся умом на этой почве, отказавшись от семьи, друзей, работы и всего остального мира за пределами рамок экрана. Успех Гарроне у фестивальной аудитории не был столь однозначным, поэтому недобрые языки тут же стали говорить, что итальянца-де наградили потому, что жюри возглавлял его соотечественник, Нанни Моретти. Ну, может, солидарность и сыграла – но лишь отчасти. «Реалити-шоу» все же рисует портрет современного общества, маленького человека. Это надо поощрять. Поскольку на фестивале было много фильмов, лишь претендующих на подобное отражение реальности. А на самом деле – чисто жанровых. Особенно отличилось поверхностностью американское кино, из которого конкурс состоял на треть. «Королевство полной луны», «Вне закона», «Ограбление казино», «Газетчик» и другие обеспечили присутствие звезд на красной дорожке, от Брэда Питта до Николь Кидман, – но никуда не продвинули и не развили кинематограф как искусство и творчество.

Экранизация культового американского романа Джека Керуака «На дороге» вышла добротной, собрала в кадре талантливую молодежь во главе с девушкой из «Сумерек» Кристен Стюарт, – но фильм тоже вышел слишком аккуратным, «без крыльев», без размаха. Режиссер «На дороге», бразилец Уолтер Саллес, чьи ленты уже получали призы в Каннах, но не в этот раз, – обещал сделать следующую картину на более родном для себя бразильском материале. А показанная в последний конкурсный день лента молодого американца Джеффа Николса «Муд» (это имя-прозвище одного из главных персонажей) получила хорошие отзывы, но опять-таки, видимо, показалась жюри чересчур приземленной. Это фильм про мальчишек из поселка на реке Миссисипи, которые знакомятся с по-своему благородным беглецом от правосудия в исполнении Мэтью Макконехи и помогают ему скрываться от по-настоящему плохих парней. Как и в остальных американских картинах, «Муд» не избежал сцен с пальбой и массовым убийством. Манера американских фильммейкеров решать все конфликты не драматическими сценарными находками, а посредством оружия, на этом фестивале порядком утомила. Так что можно понять жюри, не наградившее в итоге никого из США.

Лучшим режиссером 65-го Каннского фестиваля назван мексиканец Карлос Рейгадас. С его сложносочиненной картины «После тьмы – свет» многие критики уходили, не в состоянии постичь, как и чем связаны происходящие на экране события. Лучшим сценаристом признан румын Кристиан Мунджу, его фильм «За холмами» пересказывает реальную историю девушки, замученной в монастыре во время обряда экзорцизма. Две молодые актрисы из румынского фильма про монастырь, Кристина Флутур и Космина Стратан, разделили между собой приз за лучшую женскую роль.

Лучшим актером Канн-2012 под бурные овации зала был объявлен датчанин Мадс Микельсен. Его лучшие, обожаемые публикой и критиками роли – отрицательные, но наградили Микельсена, по иронии, только когда он создал насквозь положительный образ в отличной психологической драме Томаса Винтерберга «Охота».

Британский режиссер Кен Лоач получил приз жюри за социальную комедию «Доля ангела», про неблагополучную молодежь, вставшую на путь исправления благодаря увлечению виски. Не в плане выпивки, хоть и не без этого, – а в плане изучения, производства и дегустации напитка. Лоач, снявший в своей картине безработных из Глазго, призвал «проявить солидарность со всеми, кто страдает от мер жесткой экономии и экономического кризиса в Европе».

Самим Каннам кризис, похоже, не грозит. Местная экономика снова сделала на фестивале хорошие деньги и создала тысячи рабочих мест, пусть и временных. Жители города и окрестностей могли (правда, отстояв длинную очередь) получить в мэрии приглашения на фестивальные просмотры. По традиции, в день после закрытия фильм-обладатель «Золотой пальмы» покажут жителям города в главном зале дворца на нескольких сеансах совершенно бесплатно, и «каннчане» смогут пройтись по красной ковровой дорожке, пока ее не свернули.

Ненастная погода в дни фестиваля подпортила настроение гостям и участникам, но бизнесу на кинорынке, по оценкам устроителей, дождь и ветер оказались на пользу: количество сделок превысило прошлогодние показатели примерно на 16%.