Made in China

Москва, 31.05.2012

Иллюстрация: Эксперт Online

После крушения в Индонезии российского самолета SSJ 100 много говорили о том, что в его создании принимают участие более двух десятков крупных зарубежных авиастроительных фирм и что стоимость их работы в окончательной цене лайнера доходит едва ли не до 80%. Фактически наш родной авиапром вложил в SuperJet только планер и половину двигателя.

Понятно, что на такую, мягко говоря, международную кооперацию наши авиастроители пошли не от хорошей жизни. И все же трагедия в Индонезии заставляет задуматься над тем, правильно ли они поступили, отдав SuperJet на откуп иностранцам.

Конечно, никто не говорит, что причиной катастрофы могла стать какая-то недоброкачественная импортная деталь. Однако скандал, вспыхнувший в США после того, как в американских военных самолетах нашли китайские детали, заставляет более пристально взглянуть на проблему.

Пираты из Поднебесной в Пентагоне

Проблема китайского контрафакта распространяется значительно дальше поддельных платьев от Gucci, кроссовок от Adidas и хронометров Rolex, которые можно без особых проблем купить на Манхэттене и которые сделаны в Китае. Китайские подделки, причем в огромных количествах, можно найти и в Пентагоне.

Расследование комитета по обороне сената продолжалось целый год. Сенаторы выявили как минимум 1800 случаев использования «левака» в военной авиации США. Удалось установить происхождение 70 с лишним процентов подделок, или более чем миллиона деталей и узлов. Они сделаны в Китае.

Сенаторы не привели ни одного случая, когда фальшивые детали стали бы причиной поломок и катастроф. Однако левак не только подвергает угрозе безопасность американских военнослужащих, но и дорого обходится налогоплательщикам. Например, замена поддельного блока памяти в ракете стоит 2,7 млн долларов.

Контрафакт найден во всем, начиная от вертолетов с самолетами и кончая очками ночного видения. Речь в докладе, в частности, идет о контрафактных деталях в вертолетах SH 60B, используемых ВМФ; в грузовых самолетах C130J и C27J и военно-морском самолете-разведчике P8A Poseidon.

За Китаем в списке «пиратов» следуют… Великобритания и Канада. Это значит, что никакой политической подоплеки и уж тем более диверсии во всем этом нет. Хотя, конечно, угроза самолету или вертолету в случае проблем с контрафактной деталью от этого меньше не становится.

Тем не менее Пекину от комитета по обороне, что называется, досталось. Сенаторы раскритиковали китайские власти за то, что они не могут пресечь деятельность производителей контрафактных деталей. Кстати, визы сотрудникам комитета, хотевшим поехать в Поднебесную для того, чтобы разобраться со всем на месте, китайцы не дали.

«Поддельные электронные детали в Китае открыто продаются на рынках, – говорится в докладе комитета по обороне. – Вместо того чтобы признать существование проблемы и принять энергичные меры по ее решению, китайское правительство попыталось не допустить расследования».

Кто должен бороться с пиратами?

Конечно, китайцы должны, как говорится, давать своим пиратам по рукам. А что же американские чиновники, которые обязаны проверять детали на подлинность. В Пентагоне имеется ряд таких программ, например, Программа обмена данными между промышленностью и правительством (GIDEP), эффективность работы которых сильно оставляет желать лучшего.

Достаточно сказать, что в 2009-2010 годах GIDEP получила лишь 217 уведомлений об обнаружении подозрительных деталей и узлов. Причем большинство поступили от шести коммерческих компаний. Правительственные же организации проявили бдительность лишь 13 раз.

В ряде случаев минобороны США возмещало подрядчикам убытки, которые те несли. Естественно, это никак не стимулировало компании бороться с пиратами.

Большие надежды в сенате возлагают на подписанный президентом Бараком Обамой 31 декабря прошлого года закон о проверке на подлинность в сфере обороны, который призван оградить Америку от контрафактных деталей.

Возможно, в том факте, что львиная доля контрафакта в американской военной авиации сделана в КНР, и нет какого-то злого умысла Пекина, но не исключено, что совпадение по времени опубликования результатов расследования с началом стратегической переориентации оборонной стратегии Соединенных Штатов с Европы на азиатско-тихоокеанский регион, к которой в Пекине, как нетрудно догадаться, относятся крайне негативно, не случайно. Естественно, то обстоятельство, что электронная начинка американских военных самолетов состоит из китайской электроники, станет еще одним веским аргументом сторонников смены приоритетов.

У НАСА рыльце тоже в пуху

Несколько лет назад схожий скандал вспыхнул и в главном космическом ведомстве Соединенных Штатов. Правда, тогда вопрос о национальной принадлежности контрафакта в космосе не стоял, законодатели обсуждали только сам вопиющий факт использования поддельных и недоброкачественных деталей и материалов.

Тогда в НАСА, так же как сейчас в Пентагоне, тоже успокаивали общественность, говоря, что речь не идет о приборах и деталях, которые моментально выходят из строя. Чиновники, отвечающие за космос, доказывали, что чаще всего это означает, что подрядчик просто не захотел или не успел провести все необходимые тесты и испытания. На надежности и других важных характеристиках кораблей и приборов, утверждали в НАСА, это никак или почти никак не отражается.

Самым, пожалуй, громким случаем подобной замены может служить космический спутник-зонд «Кеплер», запуск которого состоялся через день после начала слушаний в конгрессе США об использовании поддельных материалов в космической отрасли. Оказалось, что в «Кеплере» был использован титан, на который компания-поставщик… подделала сертификат качества. Из него, кстати, сделано крепление мощной камеры, главного «оружия» космической обсерватории. Компания подделала сертификат, чтобы сэкономить на испытаниях, которые пришлось проводить НАСА за счет, естественно, налогоплательщиков.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара: следующая неделя может стать самой важной в этом году
      Инвесторов тревожит состояние торговли и намеки на слабость американской экономики. Результат – ослабление американской валюты и худшая с октября неделя.
    2. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    3. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    Реклама