Опыт видимого в Тунисе, или О живописи и дверях. Часть I

Фото пресс-службы

Живопись и мимикрия

Находясь в Тунисе, становишься одержимым одной страстью – влечением к смотрению. Думаю, не случайно именно здесь Фуко явил интерес к «практике видимого», к «порогу эстетизации», к истории живописи вообще. 20 мая 1971 года в философском клубе «Тахар Хаддад» в столице Туниса состоялась его публичная лекция о Мане. Говоря словами Рашида Трики, Фуко перед тунисской публикой практикует дискурс об искусстве.

Тунис – место, пребывание в котором привело к серьезному изменению в творчестве многих живописцев. Так, отправившись в Тунис в 1914 году, Клее, по его же словам, вернулся другим человеком. Он писал в дневнике: «Цвет овладел мной. Мне не нужно больше гнаться за ним. Я и цвет – одно. Я художник». После поездки в Тунис Клее оставляет мрачную черно-белую графику – красочные виды Туниса и мусульманской архитектуры наметили переход к цветовым плоскостям и абстракциям. Трудно также не вспомнить Августа Маке, ведь именно поездка в Тунис стала в его творчестве переломным моментом в движении к абстрактным и космически-орнаментальным сюжетам. Наверное, поэтому часто можно встретить утверждение, что экспрессионизм начинался здесь, в Тунисе.

Август Маке, «Торговец кувшинами» 1-torgovets-kuvshinami.jpg Репродукция картины
Август Маке, «Торговец кувшинами»
Репродукция картины

Видимое в Тунисе, безусловно, поражает. Помимо сложной яркости всего представленного, речь может идти о плоскостности видимого. Плоскости представлены в оранжевой земле, на которой выстроены в строгий ряд оливковые деревья, посаженные друг от друга на большом расстоянии, в поверхностях, образуемых накрытыми сетью виноградниками, в ярко-желтой плоскости выжженной травы, смыкающейся с линией горизонта, в синей плоскости моря.

В связи с распластовыванием видимого в череду ярких поверхностей трудно не вспомнить город, расположенный неподалеку от столицы Туниса и древнего Карфагена, город, в котором жил и работал Фуко, именно здесь он написал свою «Археологию знания» в 1967-1968 году. Это город, в котором жили Клее, Андре Жид. Речь идет о Сиди-Бу-Саиде. Что в нем особенного? Особенное – в двух цветах, которые присутствуют здесь. Это белый, в который выкрашены все стены домов, создавая многослойную плоскостность, и тунисский голубой, в который выкрашены ставни, двери, лестницы. Связывают это с Родольфом д’Эрланже, французским бароном, принявшим впоследствии британское гражданство. Говорят, именно он в 1905 году убедил правителя Туниса выкрасить весь Сиди-Бу-Саид в два цвета. Выбеленные мощеные улочки этого города ведут к бескрайней плоскости моря, открываемой на огромной высоте. Итак, вновь цвет и плоскости. Вот, пожалуй, составные, позволяющие говорить о новаторских экспериментах в живописи начала прошлого столетия.

Август Маке, «Сен-Жермен в Тунисе» 2-avgust-make-sen-zhermen-v-tunise.jpg Репродукция картины
Август Маке, «Сен-Жермен в Тунисе»
Репродукция картины

Если вновь вернуться к Фуко и к его практике дискурса об искусстве, можно задаться вопросом – в чем особенности этого дискурса? Говоря словами самого Фуко, это дискурс, что «избегает объяснения и перцептивным опытом, и чувственными качествами образа». Итак, дело не в восприятии и в чувственном характере и подражании, и не в том, как явлены те или иные качества образа. В таком случае в чем?

В связи с этим вспомнилось одно из красочных сновидений Фрейда, в котором были представлены отдельные яркие элементы, такие как «темно-голубой цвет воды, синеватый дым из труб пароходов и яркие краски окрестных строений». Сам Фрейд подчеркивал яркость сновидческих образов и то, что они произвели на него глубокое впечатление. При этом он отмечает, что «это сновидение скорее всякого другого должно было быть сведено к зрительным раздражениям». При толковании же разворачивается целый спектр недавних впечатлений: «яркие краски, которые я видел в сновидении, относились к кирпичикам, из которых мои дети накануне сновидения построили большое здание и позвали меня полюбоваться. Сюда же присоединяются и красочные впечатления от последнего путешествия по Италии. Красочность сновидения лишь воспроизводит красоты, сохранившиеся в воспоминании». Другими словами, эта красочность явлена в плотном наслоении различных представлений.

Пауль Клее, «У мечети в Тунисе» 3--paul-klee-u-mecheti-v-tunise.jpg Репродукция картины
Пауль Клее, «У мечети в Тунисе»
Репродукция картины

В духе размышлений Фуко можно сказать, что при всем том, что живопись предстает местом видимого, и живописная практика отталкивается от видимого, но речь идет об особой видимости. Она предстает как то, что «должно быть помыслено». По сути, мы оказываемся в сердцевине оптики, отставившей в сторону представление о прозрачности образа и его «характеристик». Ведь что может быть помыслено? Только тот образ, который включен в лингвистические механизмы, явлен по ту сторону геометрального оптического пространства.

Речь идет о логике специфичного отношения субъекта с областью видения. В духе психоаналитической оптики, непрозрачность всей выстраиваемой перспективы в том, что находится живописуемая картина в глазу, но при этом сам субъект вписан в картину. Пейзаж предстает не в логике привычной прямой перспективы, коррелятом картины выступает точка взгляда в непрозрачной конфигурации экрана.

В любом живописном полотне, даже в пейзажах голландской или фламандской школы, отмечает Лакан, присутствует взгляд, хотя бы в виде взгляда самого художника. Живописное полотно при этом просит смотрящего отложить взгляд, сложить его. В этом умиротворяющий аполлонический эффект живописи – взгляд отложен, оставлен, но, что интересно, Лакан говорит о том, что целое направление живописи не попадает в эту категорию. И это живопись экспрессионистическая. Здесь не происходит этого умиротворяющего эффекта, торжество взгляда над глазом являет себя, погружая в логику расщепления. Что это означает? Это особая диалектика видимости, она дает место невидимому, и таковым предстает взгляд.

Самые простые искусствоведческие комментарии к экспрессионизму говорят о стремлении художника вписать в картину свои переживания, по сути, вписать себя в картину, явить непрозрачный экран. Но дело отнюдь не в замутняющей способности видения или субъективности, нарушающей прямую перспективу. Речь может идти о функции пятна во вписывании себя в картину. Здесь и обнаруживается максимальное сближение функции мимикрии с функцией живописи. Мимикрия, которая предстает в логике растворения в пространстве (Роже Кайуа), позволяет говорить о том, что речь идет именно не о субъекте, а о пятне. Сам субъект становится частью пространства, способствуя  расщеплению видимого. Дело не в форме и не в целостности, а в обнажаемом разрыве. При этом порядок видимого далеко не сводится к диалектическим отношениям между поверхностью, с одной стороны, и тем, что лежит за нею, с другой. На полотнах экспрессионистов речь идет о расколе, предъявляемом живописными полотнами, непосредственно обращающими к взгляду.

Все это позволяет говорить о какой-то иной модальности живописного, а полотно рассматривать как событие самой поверхности. Это направление движения в сторону освобождения от изображения, говоря словами Фуко о живописи Мане, «чтобы однажды позволить пространству заиграть своими чистыми и простыми качествами, своими материальными свойствами как таковыми». Конечно, в этом же направлении может двигаться мысль о сложных арабских орнаментах, сближаемых с письменностью в силу имеющегося запрета на образ.

Пауль Клее, «На бульваре в Тунисе» 4-paul-klee-na-bulvare-v-tunise.jpg Репродукция картины
Пауль Клее, «На бульваре в Тунисе»
Репродукция картины

Видимое в Тунисе пульсирует на грани сложных линий орнаментального характера, арабской вязи. Напомню, революцию в живописи, которую приписывают Клее, связывают с тем, что «отныне пластическое и писаное стали неразличимы или, по крайней мере, сплавлены воедино». Отныне «корабли, дома, фигурки людей – одновременно и узнаваемые формы, и элементы письма» (Фуко М. Это не трубка. СПб, 1999. С. 184). У Клее система репрезентации по сходству и система референции через знаки сплетается в единую ткань, что предполагает их встречу в ином пространстве, нежели пространство картины. Иное пространство отнесено к «иной сцене», той, что через Фехнера не дает покоя Фрейду, это пространство, в котором нет прозрачности в отношении с образом.

Читать далее

Новости партнеров







«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив

ММК переходит с бумаги на «цифру»

В рамках стратегии цифровой трансформации Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» активно заменяет бумажные документы цифровыми – уже в 44 организациях Группы действует система электронного документооборота, разработанная специалистами ММК. Коммерческая версия программы доступна для приобретения сторонними компаниями

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Ждет ли нас новый карантин после 20 сентября
    Уже больше месяца муссируются слухи о грядущем повторном локдауне — закрытии всего и вся из-за коронавируса, по крайней мере в Москве. Причем называется даже конкретная дата: 20 сентября. Власти столицы это отрицают, приводя серьезные доводы против ограничений. Однако доводов за вероятность такого сценария тоже хватает
  2. Аналитики Reuters сделали новый прогноз по рублю и валютам EM
    Валюты развивающихся рынков упрочат свои позиции на фоне дальнейшего ослабления доллара и восстановления своих экономик после пандемии
  3. Audi e-tron повышает электрическое напряжение
    Премиальные автомобильные бренды продолжают продвигать в России модели на электрическом ходу. В подмосковном Завидово состоялась презентация электрического кроссовера Audi e-tron, продажи которого официально начались на российском рынке.
Реклама