Особо неэкономичные зоны

Москва, 23.08.2012
Управляющая компания «Особых экономических зон» использовала не по назначению 45,9 из 115,4 млрд рублей – эти деньги ОАО «ОЭЗ» отдавала в виде займов дочерним акционерным обществам, а также размещала на срочных депозитах в банках. Низкая эффективность использования господдержки и переносы сроков строительства объектов привели к тому, что завершение строительства инфраструктуры к 2015 году «весьма сомнительно». Такие выводы содержатся в отчете по результатам проверки ОАО «ОЭЗ» Счетной палатой.

Иллюстрация: Эксперт Online

По итогам проверки Счетная палата нашла в деятельности ОАО «ОЭЗ» много поводов для претензий. Во-первых, это незаконтрактированные 19,1 млрд рублей (общая сумма вложений федерального и регионального бюджетов — 115, 4 млрд). Это свидетельствует о «низком уровне эффективности использования государственной поддержки на создание объектов инфраструктуры», говорится в отчете. Причина низкой эффективности — в том, что дочерние компании вовремя не провели конкурсные процедуры из-за несвоевременного утверждения перечня объектов строительства.

45,9 млрд рублей из 115,4 млрд государственных средств в отчете СП проходят как «отвлеченные» — эти средства использовались в целях, «не связанных со строительством объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ», а именно для создания непрофильных дочерних акционерных обществ (не выполняющих полномочия по управлению ОЭЗ), предоставление займов дочерним акционерным обществам, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках на условиях срочных депозитов и неснижаемых остатков. По состоянию на 1 июля текущего года на депозитах находилось 40,9 млрд рублей.

«Доход от вкладов за весь период составил 9,4 миллиарда рублей. Для строительства инфраструктуры ОЭЗ эти средства не используются», — констатируют аудиторы.

Также, по объектам инфраструктуры и недвижимости, введенным в эксплуатацию и принятым на балансовый учет ОАО «ОЭЗ», его филиалы, дочерние предприятия получали из федерального бюджета возмещение НДС, ранее оплаченного подрядным организациям. Однако средства, полученные в качестве возврата НДС, на финансирование строительства инфраструктуры ОЭЗ также не используются.

По поводу соблюдения сроков у СП также возникли претензии.

По различным причинам были перенесены сроки строительства ряда объектов инфраструктуры ОЭЗ в Санкт-Петербурге и Москве, Республиках Алтай и Бурятия, в Самарской и Липецкой областях, в том числе, из-за длительного решения множества вопросов земельно-имущественного характера на местах, говорится в отчете.

Сейчас при плане 223 объекта введено в эксплуатацию 144, работы выполнены на 73 миллиарда рублей государственных средств (40% плановой стоимости объектов).

«При таких темпах завершение строительства инфраструктуры к 2015 году весьма сомнительно», — полагают в Счетной палате.

В Самарской ОЭЗ отставание от графика объясняют тем, что экономили государственные средства, для чего проводили «контрактацию с подрядчиком по цене ниже заявленной конкурсной цены». Этот фактор, безусловно, рассматривается как положительный, считает руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области Алексей Пахоменко.

В Минэкономразвития России не согласны с оценками Счетной палаты. В комментарии пресс-службы говорится, что «в рамках функционирования особых экономических зон не создавались непрофильные дочерние структуры. Созданные дочерние общества занимаются своей уставной деятельностью, связанной с проектированием и строительством объектов инфраструктуры ОЭЗ, что полностью соответствует требованиям федерального законодательства».

Претензии, касающиеся сроков в МЭР также считают безосновательными. «Объекты инфраструктуры особых зон создаются синхронизировано, с учетом конкретных потребностей действующих и потенциальных инвесторов. Минэкономразвития России не ставилась задача по разработке плановых показателей необходимого количества объектов строительства на территории ОЭЗ», — сообщили в ведомстве.

У резидентов особых экономических зон тоже есть свои претензии к работе ведомства.

Например, компания «Телеком-СТВ» планировала построить в рамках ОЭЗ «Зеленоград» завод по производству солнечных элементов.

«Мы поняли, что в рамках ОЭЗ запуск производства займет у нас от 5 до 7 лет, а согласиться с такими сроками мы не можем, — рассказывает генеральный директор ЗАО "Телеком СТВ" Владимир Звероловлев. — Мы не можем ждать — на рынке жесткая конкуренция. Если опоздаем на 0,5 года, рынок займут китайцы».

Причем к самой зоне у резидентов претензий нет — они жалуются на формулировки в договоре с Минэкономразвития, который они как потенциальные резиденты должны были подписать. «По договору я беру на себя обязательства о вложении денег — 300-400 млн евро и получаю ряд льгот, — продолжает Звероловлев. — Но в конце договора есть приписка о том, что в случае форс-мажора Минэкономразвития снимает с себя все обязательства. А в качестве форс-мажора — это самое интересное! — может выступать решение Правительства! То есть, если они сами же решат снять с себя ответственность — им ничто не помешает. Как я пойду с таким договором к инвесторам?».

Но в итоге компания застопорилась на стадии подписания договора с МЭР и заморозила свое сотрудничество с ОЭЗ «Зеленоград». Сейчас завод планируется строить в Словакии.

«Зоны не выполняют своих функций из-за медлительной и неповоротливой работы чиновников, не ориентированных на результат, — жалуется Звероловлев. — Процедуры согласования — чудовищные, система почти не работает».

Президент «Дизайн Центра КМ11», резидента ОЭЗ «Зеленоград» Александр Луценко начинает свой комментарий с того, что инициатива с особыми экономическими зонами, хорошая и здравая, но заканчивает внезапно тем, что «закон об ОЭЗ не работает».

«Очень сложно получить льготы: в налоговой нам сказали, мол, ничего не знаем, идите в Минэкономразвития, — рассказывает Луценко. — Мы пошли по инстанциям и в итоге стали первыми, кто эти льготы вообще получил. Та же самая история и с таможней».

Но при этом Луценко подчеркивает, что в ОЭЗ «работают хорошие люди, которые помогают как могут».

«Лучше, чем в ОЭЗ на территории России быть не может, — считает он. — По крайней мере, здесь уже есть бизнесы, которые создают новый продукт и продают его».

Новости партнеров







«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив

ММК переходит с бумаги на «цифру»

В рамках стратегии цифровой трансформации Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» активно заменяет бумажные документы цифровыми – уже в 44 организациях Группы действует система электронного документооборота, разработанная специалистами ММК. Коммерческая версия программы доступна для приобретения сторонними компаниями

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Аналитики Reuters сделали новый прогноз по рублю и валютам EM
    Валюты развивающихся рынков упрочат свои позиции на фоне дальнейшего ослабления доллара и восстановления своих экономик после пандемии
  2. Германия все настойчивее продавливает свою линию в Европе
    Частично эти перемены объясняются пониманием того, что Германия не имеет выбора и должна стать лидером Европы в набирающей обороты борьбе между США и КНР
  3. Что увез Александр Лукашенко из Сочи
    На встрече с белорусским президентом в Сочи президент РФ Владимир Путин напомнил об «устойчивой и глубокой» кооперации с Белоруссией по целому ряду направлений и подтвердил намерение продолжать экономическую интеграцию с ней
Реклама