Superjet 100 готовят преемника

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
29 августа 2012, 15:03

На Международном авиатранспортном форуме в Ульяновске глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян официально объявил о намерении начать разработку нового пассажирского самолета на 120–140 мест, который придет на смену Superjet 100 (SSJ).

Иллюстрация: Эксперт Online
ОАК начала разработку нового пассажирского самолета на 120-140 мест, который в недалеком будущем должен сменить Superjet 100

По словам Михаила Погосяна, новый лайнер станет средним звеном в продуктовой линейке ОАК и будет разумно унифицирован как с Superjet 100, так и с МС-21. «Мы не хотим делать два шага на базе существующего лайнера (Superjet 100. — "Эксперт Online"), так как это будет самолет с очень большими ограничениями», — говорит Михаил Погосян. И это чистая правда. Дело в том, что действующее сейчас соглашение между «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) и корпорацией Boeing запрещает российскому производителю создавать новые модели на базе платформы Superjet 100 вместимостью более 120 мест. «Мы же рассматриваем проект самолета, который бы включал все новые технологии, наработанные нами в рамках реализации программ SSJ-100 и МС-21, но это должен быть принципиально новый лайнер с композитным крылом, схожим с тем, что устанавливается на МС-21», — сообщил глава ОАК. Уже сейчас ясно, что для новой разработки ОАК потребуются и новые двигатели. Устанавливаемые на SSJ моторы SaM-146 совместного производства НПО «Сатурн» и корпорации Snecma для нового самолета не годятся, так как не обладают достаточной мощностью. А создать на базе SaM-146 более мощный двигатель невозможно — здесь тоже действуют лицензионные ограничения, наложенные французской корпорацией в рамках ее партнерства с General Electric. Поэтому ОАК, скорее всего, предложит на выбор заказчикам два типа нового самолета — с российскими двигателями ПД-11 или с американскими силовыми установками серии PW-1000 корпорации Pratt & Whitney, которые устанавливаются на новые самолеты Bombardier аналогичного класса.

Новый самолет может появиться на мировом рынке в 2016–2020 годах. Общую потребность в таких воздушных судах эксперты ОАК оценивают в 4–5 тыс. единиц, из которых 300–400 лайнеров приходится на Россию и СНГ. Точная стоимость создания нового лайнера пока неизвестна, но, как уверяет Михаил Погосян, она будет значительно меньше, чем Superjet 100, на который было потрачено порядка 1,7 млрд долларов. По словам заместителя министра промышленности и торговли России Юрия Слюсаря, уже в следующем году его ведомство готово выделить из бюджета на разработку нового самолета первые 900 млн рублей. Эти деньги пойдут на маркетинговое исследование рынка и разработку технического облика нового лайнера. В первом квартале 2013 года ОАК должна будет провести переговоры с потенциальными заказчиками нового лайнера, после чего совместно с Минпромторгом принять решение о дальнейшем финансировании проекта.