АМУР спасут

Александр Попов
11 сентября 2012, 12:08
Фото: ИТАР - ТАСС
Автозавод «АМУР» в Новоуральске будет спасать корпорация «Уралвагонзавод»

Сегодня в резиденции губернатора Свердловской области состоится подписание соглашения между правительством региона и НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), касающееся дальнейшей судьбы ЗАО АМУР — единственного автопроизводителя на Урале, мощность которого составляет 15 тыс. машин в год. Подписи под документом должны поставить председатель правительства Денис Паслер и заместитель генерального директора по дорожно-строительной и сельскохозяйственной технике, генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Семен Млодик. Суть соглашения, параметры которого накануне оговорили губернатор Евгений Куйвашев и глава корпорации УВЗ Олег Сиенко, — в размещении части производств в Новоуральске. Это позволит спасти предприятие, на котором с января по решению областного арбитража действует конкурсное производство.

Как сообщает пресс-служба правительства Свердловской области, договоренность о размещении ряда производств и создании дополнительных рабочих мест в Новоуральске на заводе АМУР достигнута между Куйвашевым и Сиенко в минувшие выходные. «Мы достигли договоренности с Олегом Сиенко о том, что корпорация "заходит" в ЗАО АМУР для решения главного вопроса, который беспокоит людей и власти, — это зарплата, рабочие места и уплата налогов», — заявил Паслер. Какие производства УВЗ разместит в Новоуральске, пока неизвестно. Самый очевидный шаг — сборка грузовой техники. Правда, неоднократные попытки привлечь иностранных инвесторов (Troliga Bus, Lifan, Renault Trucks, FAW), предпринимавшиеся ранее, не дали результата. К тому же завод находится на территории ЗАТО и не имеет соглашений о промсборке, что накладывает ограничения на развитие здесь автопроизводства.

ЗАО АМУР (Автомобильный и моторный завод Урала, бывший ранее филиалом московского ЗИЛа) находится в кризисе уже не первый год. В январе Арбитражный суд Свердловской области ввел на предприятии конкурсное производство. Его общая задолженность перед кредиторами, среди которых ряд банков (в том числе ВТБ и УБРиР), а также перед своим основным бенефициаром Павлом Чернавиным превышает 3,5 млрд рублей. Это в несколько раз больше стоимости чистых активов завода, при том что по итогам 2011 года он показал чистый убыток 221 млн рублей. В июне судебные приставы наложили арест на имущество Чернавина, личная задолженность которого превысила 1 млрд рублей (речь идет о кредитах, которые Чернавин использовал для спасения предприятия и по которым выступал в качестве заемщика или поручителя). Было арестовано помещение офиса, квартира, автомобиль Toyota RAV4 и земельный участок. Кроме этого, на полгода Чернавину был запрещен выезд за границу. С марта по август персонал завода был сокращен с 560 до 174 человек — в штате остался только обслуживающий персонал и охрана. В конце августа в Новоуральске началась голодовка уволенных работников АМУРа, задолженность по зарплате предприятия — более 28 млн рублей. В отношении руководства завода возбуждено уголовное дело по статье «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

Понятно, что погасить этот социально-экономический пожар пыталась еще команда предыдущего губернатора Александра Мишарина. Но информация о том, что АМУР может войти в состав УВЗ, появилась в прессе летом. Очевидно, для корпорации, 100% акций которой принадлежит государству, участие в данной «спасательной операции» — вынужденное. Не ясно, каким именно образом УВЗ станет собственником активов завода в Новоуральске: скорее всего, она выкупит на торгах в рамках конкурсного производства его имущественный комплекс. По оценке ряда аналитиков, стоимость чистых активов АМУРа сейчас снизилась до минимальных значений; УВЗ они могут обойтись в сумму порядка 300 млн рублей. Правда, процедура эта небыстрая, а налаживать дела на предприятии нужно в спринтерском темпе. Что касается долгов перед банками, то их, вероятно, придется списывать — погасить такие суммы в рамках даже управляемого банкротства невозможно.

В последние месяцы Евгений Куйвашев, вставший во главе Свердловской области в мае текущего года, был вынужден в авральном режиме решать проблемы самых разных предприятий — от Богословского алюминиевого завода (БАЗ, Краснотурьинск) до шахты «Красная шапочка» в Среднеуральске. «Из-за того, что некоторые собственники предприятий не умеют вести бизнес, не имеют четких планов развития, последствия бездарного руководства перекладываются на плечи власти и людей. Такая ситуация недопустима», — уже заявил губернатор, потребовав от своих министров в кратчайшие сроки снять напряженность на проблемных предприятиях и разработать областную программу развития промышленности. Средний Урал — сильно индустриализированный регион, в нем сосредоточено максимальное количество промышленных моногородов (почти как в Кузбассе). Накопленные трудности периодически прорываются наружу в виде голодовок или митингов. Пока власти гасят «пожары» в точечном порядке, но тактические победы в стратегическом разрезе оказываются пирровыми.