Кино по квотам

Анастасия Якорева
19 сентября 2012, 09:10

Министр культуры Владимир Мединский предложил поддерживать российское кино при помощи квот на российские фильмы в кинотеатрах, «жесткого контроля тематики финансируемых государством картин», прямого заказа от Минкульта на киносценарии и «локализации» кинопроизводства. Ни одна из этих мер не нашла широкой поддержки у киносообщества.

Иллюстрация: Эксперт Online
Министр культуры предложил новые способы поддержки отечественного кинематографа

На четвертом заседании правительственного совета по развитию российской кинематографии премьер Дмитрий Медведев попросил членов правительства предложить новые меры по поддержке киноотрасли.

Пока государственная поддержка не помогла сохранить отечественное кино, признал премьер.

«Льготное финансирование на производство российских кинолент и льготы в виде 0% по НДС для кинотеатров вводились прежде всего для сохранения отечественного кинематографа на внутреннем рынке. Надо откровенно констатировать: эта задача не решена, не получилось», – сказал Медведев.

Он также поставил вопрос – нужно ли продолжать эту льготную поддержку или придумать новые формы государственного участия в развитии отечественного кинематографа. Ответы на вопросы премьера нашлись у министра культуры Владимира Мединского.

Для того чтобы повысить сборы отечественного кино, Мединский предложил либо отменить льготу кинотеатров по НДС (сейчас они его не платят), либо ввести квоту на показ отечественных фильмов. Причем квотирование – это наиболее предпочтительная мера, подчеркнул министр.

Ввести эти новшества в практику Мединский намерен только в том случае, если сборы российских картин по итогам 2012 года составят меньше 18% от общей кассы. Сейчас, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», доля российского кино в общих сборах – около 13%, и к концу года до 18% она вряд ли поднимется.

Идея квотирования вызвала негативную реакцию в том числе из-за сложности воплощения. «Кинотеатры найдут способ обойти любые насильственно установленные квоты, – считает главный редактор обзоров российской киноиндустрии Kinobook Ксения Леонтьева. – Для того чтобы формально соблюсти квоту, они будут ставить сеансы российского кино на 8 утра или на 1 час ночи. Но даже в этом случае проконтролировать количество сеансов будет сложно – система единого электронного билета, которая позволяет учитывать сеансы, сейчас установлена только в 30% кинотеатров».

Квотирование не поддержит российское кинопроизводство, а только навредит ему, поддерживает Леонтьеву главный редактор журнала «Кинобизнес сегодня» Евгений Володин. «Способ улучшить состояние российского кинематографа всего один – снимать качественные фильмы», – считает он.

Против идеи «прямого безапелляционного квотирования нашего кино» высказался и режиссер, председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин. «Вместо этого имеет смысл разработать некий аналог французской системы, которая с помощью специальных налогов связывает в единую систему национальное кинопроизводство и все виды кинопоказа: телевидение, интернет, DVD и кинотеатры», – предложил он в своем официальном заявлении.

Однако идеей квот министр культуры не ограничился. Мединский также предложил установить более жесткий контроль над фильмами, получающими господдержку. Например, Минкультуры планирует самостоятельно заказывать сценарии и оставлять за собой авторские права на них, для того чтобы впоследствии предложить съемки какой-либо частной кинокомпании на условиях госзаказа. Эта мера будет распространяться и на фильмы, которые поддерживает Фонд кино.

Кроме этого, с 2013 года планируется ввести более жесткий контроль тематики картин, финансируемых государством, и сократить число получателей бюджетных денег.

В 2012 году на поддержку отечественного кинематографа было выделено 5,37 млрд рублей (из них 3,87 млрд поступило в ведение Фонда кино, а 1,5 млрд осталось в распоряжении Министерства культуры). Свою часть средств Минкультуры должно было потратить на поддержку детского, авторского и экспериментального кино. Фонд кино – на «поддержку отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризацию национальных кинофильмов в РФ и за рубежом».

Минкультуры поддержало фильмы «Атомный Иван», «В субботу», «Дом ветра», «Духless», «Жить», «Конвой» и др. Фонд кино – фильмы «Дочь якудзы», «Елки», «Выкрутасы», «Утомленные солнцем 2. Цитадель», «Суперменеджер, или Мотыга судьбы», «Бабло», «Дом», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и др.

Из фильмов «социально значимой тематики» были поддержаны «Брестская крепость», «Сибирь. Монамур», «Жила-была одна баба», «Елена» и др.

В общей сложности, по данным Kinobook, в 2011 году в российском прокате насчитывалось 74 российских кинофильма. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», компаний-производителей, а также открытых источников, в среднем производственный бюджет российской картины составляет 198 млн рублей (4,9 млн евро), что на 60% выше, чем в 2010 году. По-прежнему большинство отечественных фильмов не окупается в кинотеатральном прокате: только девять из 32 картин смогли собрать в кинотеатрах СНГ (кроме Украины) сумму, превышающую затраты на производство. Самыми успешными картинами стали «Высоцкий. Спасибо, что живой», а также продолжения успешных отечественных франшиз «Елки 2», «Иван Царевич и Серый Волк», «О чем еще говорят мужчины». Среди собравших в прокате не менее своего бюджета стали также сиквелы «Самый лучший фильм 3 ДЭ», «Бой с тенью 3D. Последний раунд», «Любовь-морковь 3», ремейк советского хита «Служебный роман. Наше время» и «Беременный». Самыми провальными проектами стали «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и совместный проект России, США и Нидерландов «Ключ саламандры».