Список готов – нужны деньги

Москва, 13.11.2012

Иллюстрация: Эксперт Online

Министерство по развитию Дальнего Востока РФ подготовило перечень приоритетных инвестиционных проектов Дальневосточного федерального округа и Восточной Сибири, предлагаемых для реализации с использованием инструментов ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Список направлен для обсуждения во Внешэкономбанк (ВЭБ), «дочкой» которого и является вышеназванный фонд. В него включено свыше 90 проектов, значительная часть которых относится к транспортной инфраструктуре.

Как сообщает пресс-служба Минвостокразвития, в списке есть пять проектов, «имеющих межрегиональное значение»: это модернизация и реконструкция Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и части Транссиба, соединение Транскорейской магистрали с сетью железных дорог России (с выходом на Транссиб), строительство мостового перехода с материка на остров Сахалин, а также развитие аэропортов Дальнего Востока. В этой «пятерке» нет ничего нового. Гигантские проекты типа моста на Сахалин и БАМа-2 министр РФ по развитию Дальнего Востока, полпред президента в ДФО Виктор Ишаев лоббирует уже несколько лет, считая, что развитие железнодорожной сети Дальнего Востока станет крупным мультипликатором роста во многих отраслях экономики, а также позволит повысить эффективность транзитного потенциала округа – за счет создания самого короткого в мире коридора между Азией и Европой.

В пресс-службе Минвостокразвития сообщили также, какие проекты в списке для ВЭБа предлагается реализовать в регионах округа. К примеру, в Якутии – построить несколько железнодорожных линий и «осуществить проект по развитию региональных авиационных перевозок» (в этой республике, живущей в двух часовых поясах, авиация – безальтернативный вид транспорта для многих населенных пунктов). В рамках развития Северного морского пути предлагается создание портового хаба в Петропавловске-Камчатском. Строительство припортового контейнерного терминала и логистического центра на 1,2 млн контейнеров в год планируется в районе порта Восточный в Приморском крае (к порту также предлагается построить автодорогу от Владивостока, через Находку), а зернового терминала с элеватором, рыбоперерабатывающего завода с рефрижераторным терминалом, а также терминала по перегрузке железорудных концентратов – в Советской Гавани (Хабаровский край). Из средств фонда может быть профинансирована и третья очередь реконструкции моста через реку Амур в Хабаровске (увеличение полос движения автомобильного транспорта до двух в каждом направлении).

В перечень приоритетных проектов ДФО также вошли: проект создания железнодорожной ветки Шимановская–Гарь со строительством притрассовой автодороги в Амурской области, развитие аэропортов Магадана и Южно-Сахалинска, и железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское в Еврейской автономной области. Ряд проектов, о которых, впрочем, в релизе не сообщается, планируется реализовать в трех регионах Сибири, которые также курирует Минвостокразвития – в Бурятии, Забайкалье и Иркутской области. «Перечень проектов включает предложения по развитию энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры, а также производственного потенциала региона», – говорится также в пресс-релизе ведомства.

Очевидно, впрочем, что большая часть проектов относится к транспортной инфраструктуре. И в этом нет ничего удивительного: неразвитость этого сектора – один из ключевых факторов, сдерживающих полномасштабную реализацию основного конкурентного преимущества Дальнего Востока, его сырьевых ресурсов. И новые дороги, железнодорожные ветки и аэропорты нужны как для вовлечения в оборот ждущих своего часа участков недр, так и для усиления транзитного потенциала всей страны (сегодня поток грузов, например, из Сибири, в сторону АТР сдерживается недостатком мощностей дальневосточных портов и железной дороги). Кстати, об этом говорилось и на саммите АТЭС, прошедшем в сентябре во Владивостоке. Председатель делового консультативного совета (ДКС) АТЭС, глава совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, выступая в рамках дискуссии по поводу развития инфраструктуры, заявил, что «каждый процент торговли между Европой и Азией, проходящий через российскую территорию», принесет экономике России порядка 1 млрд долларов. Пока, правда, доля нашей страны в этом транзите невелика. По оценке ДКС, на реализацию всех транспортных проектов только до 2020 года понадобится 8 трлн долларов. Кроме того, необходимы будут согласованные действия России, Китая, а возможно, и ряда других стран АТЭС.

Таким образом, проекты, направленные на реализацию транзитно-сырьевого сценария развития Дальнего Востока, вероятно, будут так или иначе профинансированы из средств фонда. В конце октября наблюдательный совет ВЭБа рассмотрел предложение об увеличении его уставного капитала на 15 млрд рублей (деньги будут выделены из федерального бюджета через докапитализацию ВЭБа). Вполне вероятно, что в перспективе фонд получит и дополнительные миллиарды – правительство РФ уже приняло решение перечислить на развитие округа часть средств от приватизации Сбербанка и дивидендов «Роснефтегаза». В проекте госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2020 года, который недавно разработали в Минвостокразвития (ее общая стоимость – 2 трлн рублей), на транспортную инфраструктуру предлагается потратить 722 млрд рублей. Впрочем, в федеральном бюджете на ближайшую трехлетку эти расходы практически не отражены; существенный рост госвложений в Дальний Восток прогнозирует лишь с 2015 года. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в интервью «Коммерсанту» ранее отмечала, что основной секвестр финансирования, скорее всего, затронет именно транспортную подпрограмму.

Параллельно Минфин и Минэкономразвития подготовили предложения о введении на Дальнем Востоке льготных режимов налогообложения. Судя по озвученным подходам, стимулировать планируется новые предприятия в высокотехнологичных, а не добывающих сферах. Таким образом, инвесторам в традиционные для Дальнего Востока «точки роста» государство, вероятно, поможет не налогами, а инфраструктурой. И это, на самом деле, неплохо. Другое дело, что ряд транспортных проектов нуждается в тщательной проработке. Например, в мост на Сахалин – заветную мечту полпреда Ишаева – можно «закопать» не одну сотню миллиардов. Отрадно, что финансирование Дальнего Востока на данном этапе не будет идти в режиме мегапроектов: саммит АТЭС завершен, а Олимпиада и чемпионат мира по футболу пройдут в других регионах. Значит, есть шанс на спокойную проработку всех предложенных проектов.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама