Перелицензировавшийся

Москва, 23.11.2012

Фото: ИТАР - ТАСС

«Алкон», единственное из четырех ранее работавших в Новгородской области производителей спиртных напитков, остался на российском рынке, получив лицензию «министерства алкоголя». Осилить жесткий государственный регулятор компании помог собственный портфель брендов, проверенные временем технологии и даже 115-летняя история, берущая начало от императорской программы государственной винной монополии. 

Компанию, которая почти на полтора года выпала с рынка, вполне могло занести песком забвения. И в губернии, где на долю «Алкона» приходилось почти 50% рынка, тоже шли разговоры о кончине завода. Но слухи, как всегда, были слишком преувеличены, и руководство компании решило публично, собрав журналистов, заявить о своем возвращении на рынок и постепенном наборе привычного ритма работы. Хотя «Алкону», говорили спикеры, как и всем крупным компаниям, было тяжело преодолеть многочисленные требования, выдвинутые Росалкогольрегулированием (РАР): новгородский завод трижды предпринимал попытки получить лицензию. Все разрешилось благополучно лишь 18 ноября прошлого года. «Завод остановился в октябре 2010 года, – рассказывал генеральный директор Сергей Бобрышев. – Хотя лицензия позволяла работать еще полгода. Но это, знаете, как с загранпаспортом – визу вам уже не дадут, коли его срок на исходе. Так и нам банки отказывали в кредитах. Получить лицензию от РАР заранее тоже было невозможно. В итоге мы пошли на серьезные убытки, остановив производство, а дальше – на солидные затраты, поэтапно выполняя жесткие требования РАР». 

«Нам было сложнее, мы пошли на лицензирование, когда у вновь созданного госрегулятора еще не был прописан регламент. И некоторые его требования просто не вписывались в производство. Мы настойчиво спрашивали – как с ними справиться, в ответ слышали – подождите, позже ответим. Вот так, постепенно, дожидаясь разъяснений, мы и делали шаг за шагом», – добавляет коммерческий директор компании Клавдия Рожкова. Для производства это означало, например, замену 200 единиц емкостного оборудования. Вместо энергоемкой (100 кВт/ч) линии по ополаскиванию бутылок купили импортную, потреблявшую всего 2 кВт/ч электроэнергии. Реконструировали и котельную, в три раза снизив потребление газа. В общей сложности на модернизацию, ребрендинг и запуск новых видов продукции было затрачено больше 20 млн рублей. Теперь, пройдя этот сложный путь, к любому лицензированию, уверена коммерческий директор, компания готова. Однако Бобрышев повторил: все давалось с трудом, часто опускались руки, когда выяснялось, что «взятая высота – не последняя». И именно в трудные дни ему поступали предложения от крупных «акул» рынка о продаже бизнеса... 

Именно в эту сложную для предприятия пору, во время затянувшегося простоя, «Алкон» показал другим работодателям беспрецедентный пример социальной ответственности. На финансовую поддержку квалифицированного персонала при его вынужденном безделье ежемесячно направляли 3 млн рублей. В итоге ключевые специалисты, с многолетним опытом работы и безупречным знанием технологии производства, никуда не разбежались. Как говорил председатель экономического комитета Новгородской области Александр Ваниев, потеря этого хозяйствующего субъекта, солидного налогоплательщика, могла болезненно сказаться на экономике региона в целом. Поэтому региональная власть не стояла в стороне от проблем предприятия, обращаясь в ФАС России и Росалкогольрегулирование, чтобы помочь новгородскому производителю остаться на алкогольном рынке. И эти усилия уже конвертировались в миллионные налоги и сборы начинающего восстанавливать ритм работы производства. Главный экономист области уверен: у «Алкона» хорошие перспективы на будущее и все возможности восстановить производство в тех объемах, когда компания направляла в бюджет не менее 300 млн рублей ежегодно. 

Руководители «Алкона» давно ратовали за вытеснение контрафакта с алкогольного рынка и сейчас очень надеются, что перелицензирование, на которое положено столько усилий и денег, достигнет благих целей. Есть у алконовцев и свое видение привития культуры пития. Именно поэтому в обороте компании половину объема занимают так называемые «цветные напитки»: настойки, наливки, бальзамы, всегда пользовавшиеся большой популярностью у покупателей. В столице в том числе. Клюквенную и брусничную наливки москвичам везли в качестве новгородского сувенира. «Мы тем и отличаемся от других производителей алкогольной продукции, что сохранили классическую технологию производства и крепких напитков, и наливок, и настоек, перерабатываем десятки тонн ягод и трав. Для этого у "Алкона", как у завода с большой историей, есть просторные подвалы, где ягоды, травки-муравки, попадая в специальные емкости, отдают свои природные ингредиенты напиткам. Чтобы сделать бальзам, мы настаиваем его компоненты от трех до шести месяцев. Вот эти технологии, которых больше нет в стране, проверенные временем и потребителем, несмотря на их дороговизну, и будем использовать, не меняя хорошее на лучшее», – говорит Сергей Бобрышев. 

Он рассчитывает, что «цветные напитки» интересны прежде всего людям с цивилизованной культурой пития, ценящим качественный натуральный продукт. Считает, они смогут конкурировать с товаром других игроков рынка, в том числе – иностранных. И, к слову, гендиректор обмолвился: переговоры с американцами, активно ищущими новые вкусы для своих многочисленных баров, уже ведутся. Руководитель компании также настроен выпускать и сувенирную продукцию в малой расфасовке, как это делается во всем мире. Но РАР этим направлением не занимается. Так что найти настойки и наливки даже в областной столице, как это часто пытаются сделать многочисленные туристы, не так-то просто. 

У Сергея Бобрышева, долгое время работавшего за рубежом, есть свой сценарий того, как скажется на алкогольной отрасли вступление России в ВТО. Бобрышев опасается, что страну «зальют» дешевыми напитками, в том числе коктейлями. Готовятся они преимущественно из немецкого спирта, который по своим органолептическим свойствам близок к синтетическому. В этих условиях компания твердо настроена занять нишу среднего производителя качественных напитков. В 2013 году завод значительно поднимает производственную планку – увеличит объемы до 500 тыс. декалитров, или 10 млн бутылок. Главной проблемой для «Алкона» теперь является уже не производство, входящее в привычный ритм, а продвижение товара. За полтора года, пока продукции завода не было на рынке, его, как показали продажи, не забыли и хорошо встретили на потребители региона. Но тут, не льстит себе гендиректор, конечно, сказались давно наработанные связи с Новгородским облпотребсоюзом, имеющем в регионе разветвленную розничную сеть. Понятно, компания не намерена ограничиваться локальным рынком Новгородской области, работает и с предприятиями стран Балтии, Чехией. Коммерсанты ведут активные и успешные переговоры с крупным ритейлом. И, например, с таким сетевиком, как питерская сеть О-КЕЙ, они уже завершены. С другими сетями, в том числе присутствующим в регионе, пока ведется сложный диалог, арбитром в котором выступает специальная комиссия, созданная экономическим департаментом области. 

Если прежде в номенклатурном портфеле «Алкона» было больше наименований напитков (образцы каждого бережно хранятся в шкафах за стеклом в специальной комнате и впечатляют уже только своими названиями: «Смирновъ», «Довгань» и т.д.), то теперь их будет не больше двадцати. То есть столько, сколько, согласно мониторингу, востребовал рынок. За свою более чем вековую историю, начало которой положил новгородский купец Иван Корсаков в 1897 году, завод пережил революцию, две мировых войны, «сухой закон» и вот теперь – перелицензирование. В лихую годину он как мог спасал свое производство и работающих тут людей. В горбачевскую «засуху» на «Алконе», например, запустили цех по производству сахарного печенья, и работал он в три смены. Рядом делали полюбившееся народу лакомство – клюкву в сахарной пудре. Теперь же руководители и работники компании очень надеются, что будут спокойно выпускать тот товар, который делать они умеют, и умеют неплохо.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Кризис небесного мандата
      Коронавирус, африканская чума свиней и торможение китайской экономики могут серьезно ослабить позиции председателя КНР Си Цзиньпина
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Пилим по России
    Реклама