«Явно готовится новый проект Конституции»

Вадим Соловьев
12 декабря 2012, 10:34

По случаю празднования двадцатилетия Конституции депутат Госдумы от КПРФ, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев рассказал «Эксперту Online» о том, какие существующие положения Основного закона опасны для власти и как обойти решения Конституционного суда.

Иллюстрация: Эксперт Online
Вадим Соловьев рассказал о том, какие существующие положения основного закона опасны для власти

 – 20 лет – это действительно немалый срок для жизни Конституции, и можно подводить какие-то итоги. Несмотря на то что она принималась, как мы помним, с большими нарушениями закона «О референдуме», документ получился очень качественным: в социально-экономической части он соответствует самым высоким международным экономическим стандартам. И если бы установленные там положения соблюдались на практике, в стране наверняка был бы совсем иной климат.

Однако мы с сожалением можем констатировать, что исполнительная власть полностью подмяла под себя две оставшиеся ветви: законодательная и судебная власть стали всего лишь ее придатками. На сегодняшний день у нас в стране не осталось независимого суда. Практически сведено на нет право граждан на референдум – теперь власть проводит его только тогда, когда ей это нужно. Выборы проходят так, что ставится под вопрос сама легитимность существующей исполнительной власти. Начинает превращаться в фикцию право на бесплатное образование. В общем, ситуация неутешительная.

За последние 20 лет – с момента принятия  Конституции – КПРФ неоднократно обращалась в Конституционный суд по разным поводам: возвращение прямых выборов губернаторов, новый закон о референдуме, ограничение прав граждан на проведение митингов и демонстраций. КС соглашался с нашими претензиями юридически, формально, но власть действовала параллельно. Так что мы по опыту можем сказать, что когда решения Конституционного суда противоречат позиции партии власти, она их спокойно игнорирует. В качестве примера можно привести все тот же закон о референдуме – его первая редакция значительно ограничивала возможности граждан на проведение референдума, что в некоторых пунктах противоречило конституционным нормам. По этому поводу мы подняли бучу. Так, в качестве реакции на нее был подготовлен и принят новый вариант – в пять раз хуже первоначального. Дело ведь в том, что была борьба: какие вопросы можно выносить на референдум, а какие нельзя. И утвердили следующую логику: поскольку референдумы по любым общественно значимым вопросам требуют экономических расходов, это требует внесения поправок в бюджет, а уж вот это – то есть экономические вопросы такого рода – находится вне компетенции КС. Таким образом, теперь инициировать процедуру референдума, не будучи партией власти и не обладая ее ресурсами, практически нереально.

Как мы знаем, сейчас серьезно обсуждается конституционная реформа, однако никто не говорит о том, по каким именно пунктам хотят изменить Конституцию. Мы уже принимали участие в обсуждении вопросов, касающихся ограничения полномочий исполнительной власти в Конституции, которые неоправданно велики. Однако пока это лишь разговоры. Более того, полагаю, затеянная партией власти оживленная дискуссия и проводимые круглые столы на тему конституционной реформы – это явный признак того, что готовится новый проект Конституции.

Тем не менее думаю, что Конституция в ее нынешнем виде полностью работоспособна и могла бы действовать еще сотню лет, особенно если подправить ее положения, касающиеся перегибов в пользу исполнительной власти.

Уверен, если по инициативе партии власти Конституция будет изменена в ближайшее время, это станет большим шагом назад, обернется серьезным ущемлением социально-экономических прав человека. Потому что в нынешних условиях ни о какой защите прав граждан, ни о каком расширении демократических свобод речи идти не может. Скорее всего, будут упразднять – возможно, вплоть до уничтожения – право на бесплатную медицину, на бесплатное образование, на проведение митингов и демонстраций. Все эти сейчас зафиксированные в Конституции положения становятся все более опасными для власти: они неизбежно вступают в противоречия с принимаемыми законами и, более того, становятся неподъемны для экономики и бюджета в условиях созданной коррумпированной системы.