Малый бизнес на распутье

Москва, 17.12.2012
"Облачные" сервисы позволяют компании получить практически любые ИТ-услуги просто через подключение к интернету. Поэтому даже в России, где компании традиционно опасаются за конфиденциальность своих данных, особенно находящихся на удаленных серверах, объем этого рынка быстро развивается. Наиболее динамичным оказался сектор облачных сервисов для предприятий малого и среднего бизнеса (СМБ) – его объем в 2012 году достиг почти полумиллиарда, а к 2015 году превысит 1 млрд долларов. Параллельно мы рассмотрели причины, которые могут помешать его развитию.

Иллюстрация: photogenica.ru

Облака сгущаются

У западных компаний принято декларировать миссию компании. Хороший ход – цель всегда одна и не очень лицеприятна – заработать денег. А вот то, каким путем к заветной цели пойдет фирма, дает возможность вербовать сторонников. В 80-90-е компания Microsoft с ее «Компьютер в каждый дом» начисто переиграла Sun, пытавшуюся доказать миру, что «Компьютер – это сеть». Платой за поражение стало исчезновение компании Sun. Но ее идеология возродилась на новом витке прогресса как раз в виде «облачных» сервисов. При операциях «в облаках» данные хранятся и обрабатываются на удаленных серверах. Это значит, что каждое отдельное устройство, будь то компьютер или смартфон, кардинально расширяют свою функциональность – их производительность и объем хранения данных ограничиваются только возможностями «облачного» сервиса. Для небольших компаний это открывает возможность не использовать собственную инфраструктуру, а лишь обеспечить своим сотрудникам надежный доступ в интернет. При этом они получают ИТ-сервисы сравнимые по функциональности с доступными для крупных корпораций. В результате применение «облачных» сервисов в СМБ стало одним из трендов 2012 года наряду с практикой BYOD, использованием личных устройств в рабочих целях (о BYOD мы уже писали ранее).

В России применение «облачных» сервисов на предприятиях СМБ стало тенденцией 2012 года, согласно исследованию SMB Cloud Insights компании Parallels, объем этого рынка в текущем году составил 466 млн долларов. Подробности использования «облачных» сервисов Parallels выяснила путем опроса 400 российских компаний с численностью сотрудников от 1 до 250 человек (но не включая индивидуальных предпринимателей). Хотя Parallels не является аналитической компанией, около 70% оборота ей приносит продажа ПО для провайдеров облачных услуг, чем и обусловлено ее внимание к этому рынку. По ее прогнозам, в ближайшие три года средний темп роста российского рынка облачных сервисов для СМБ составит 34% и к 2015 году достигнет 1,1 млрд долларов. Быстрый рост сектора обусловлен в том числе и «эффектом базы» – в мировых масштабах российский рынок «облачных» услуг слабо заметен и составляет от долей процента до пары процентов в зависимости от сектора услуг и методики исследования. При этом достаточно большой объем рынка делает его привлекательным для провайдеров «облачных» услуг, а большое количество компаний-клиентов дает возможность оценить полезность «облачных» сервисов для компаний в различных сферах. Исследование Parallels и комментарии экспертов помогли нам наметить оптимальное применение «облаков» в СМБ и указать главные сдерживающие факторы.

Почти как большие

«Облачные» услуги предусматривают доступ к вычислительным мощностям, которые могут быть оперативно изменены в зависимости от решаемых задач. «Облака» бывают частные, публичные и гибридные. Частные «облака» – это инфраструктура, доступная только внутри компании. Она требует закупки серверного оборудования и обустройства центра обработки данных (ЦОД). Такие крупные траты по силам только корпорациям, которые взамен получают полный контроль над своими данными. Публичные «облака» (Microsoft Azure, Amazon Elastic Computer Cloud и др.) продают доступ к своим мощностям всем желающим. Соответственно о гибридных «облаках» говорят, когда компания сочетает оба вышеупомянутых вида.

Для компаний СМБ частные и гибридные «облака» недоступны по финансовым соображениям. Они могут иметь собственные серверы, но о масштабировании и защищенности от стихийных бедствий речи обычно не идет. Зато публичные «облака» их предоставить могут даже небольшому предприятию Компания Acumatica, продающая ERP-систему собственного производства, приводит пример с клиентом в США. Во время урагана «Сэнди» город Нью-Джерси лишился всех каналов связи, кроме сотовой, производственные мощности AME Corporation были затоплены. Однако использование «облачных» сервисов компаний Google (голосовая связь и офисные документы) и Microsoft (на нем работает Acumatica ERP) позволило принимать звонки клиентов и перенаправлять их при необходимости во второй офис в Шанхае, а также не прерывать ведение бухгалтерских и финансовых операций. Несмотря на примеры возможности утраты данных, находящихся в офисе компаний, боязнь за утрату конфиденциальности – самая частая причина отказа от перехода в «облака», на нее сослались 59% опрошенных компаний СМБ в РФ.

Для компаний любого размера также может оказаться важным, что «облачные» сервисы позволяют не вкладывать в ИТ-инфраструктуру сразу большие суммы, а помесячно оплачивать необходимые услуги. При этом забота об их улучшении лежит на провайдере этого сервиса, клиент многие улучшения получает «автоматом» без изменения абонентской платы. Тут мы выходим еще на один момент, наиболее критичный для предприятий СМБ, – возможность отказаться или минимизировать ИТ-службу. Согласно данным опроса Parallels SMB Cloud Insights, не имеют выделенного ИТ-персонала около 52% микробизнесов (1-9 сотрудников), 15% малых (10-49 сотрудников) и 8% средних (50-250 сотрудников) компаний. «Облачные» сервисы дают им возможность не заводить ИТ-сотрудников и в будущем. Владимир Савченко, руководитель отдела решений Google департамента «облачных» технологий Softline, убеждает: «Для подавляющего большинства компаний малого и среднего бизнеса нет смысла содержать собственную инфраструктуру. Организация, которая ориентирована на развертывание собственной инфраструктуры, вряд ли достигнет существенной экономии, но значительно проиграет в качестве и безопасности». Он объясняет это тем, что за счет размеров та же Google способна нанимать лучших инженеров и поддерживать глобальную инфраструктуру центров обработки данных, количество которых, по разным данным, варьируется от 70 до нескольких сотен. И заключает, что не существует компаний из сегмента малого и среднего бизнеса, которые могли бы позволить себе подобные меры.

Виды цифровых «облаков»

Так как методики разных разных опросов отличаются, то уточним, в каких сферах Parallels исследовала рынок «облачных» услуг. Она поделила их на четыре типа: хостинг инфраструктуры (IaaS), веб-присутствие, хостинг решений для коммуникаций и совместной работы и услуги, условно объединенные в категорию «бизнес-приложения» (SaaS).

Хостинг инфраструктуры обычно называют «инфраструктура как услуга» (от английского Infrastructure as а Services, IaaS) – в данном исследовании эта категория включает выделенные серверы, виртуальные выделенные серверы (VPS), управляемый хостинг и «вычисления как коммунальная услуга». Также аналитики включили в нее панели управления, платформы для разработки, набор серверного программного обеспечения LAMP (Linux, Apache, MySQL, PHP), сервисы для обеспечения безопасности и резервного копирования сервера и базы данных SQL.

Категория «Веб-присутствие» включает регистрацию доменов, веб-хостинг, блог-сервисы, SSL-сертификаты, системы электронной торговли и инструменты для создания сайтов. Также Parallels добавила в эту категорию резервное копирование веб-сервера, сети доставки контента (CDN), управление контентом, мобильные возможности, поисковую оптимизацию (SEO), а также обеспечение безопасности и мониторинг работоспособности веб-сервера.

Хостинг решений для коммуникаций и совместной работы включает услуги электронной почты бизнес-класса, включая обеспечение безопасности, архивирование почты и мобильные возможности, а также услуги хостинга телефонной связи, включая виртуальные АТС.

Категория бизнес-приложений, или SaaS (Software as a Services), включает основные десять подкатегорий онлайн-приложений: обмен файлами, обмен мгновенными сообщениями, бухгалтерский учет, резервное копирование и хранение данных, управление отношениями с клиентами (CRM), управление персоналом и расчет заработной платы, конференц-связь, управление ресурсами предприятия (ERP), клиентская поддержка, веб-конференции.

Распределение услуг внутри «облака»

Во врезке «Виды цифровых "облаков"» указывается, какие сервисы входят в четыре категории, выделенные в «облачных» сервисах в исследовании Parallels. Отметим, что обороты в них распределены неравномерно: по 174 млн долларов (или по 37% от общего оборота рынка «облачных» услуг) приходится на IaaS и SaaS, так называются модели, позволяющие удаленно управлять серверами (в случае IaaS) или пользоваться через интернет приложениями (SaaS), которые в ином случае пришлось бы закупать, настраивать, инсталлировать. Не случайно второй по популярности причиной отказа от использования IaaS является совет ИТ-специалиста (в 43% опрошенных компаний). Часть этих случаев может быть объяснена просто нежеланием сотрудников отдела ИТ в снижении их роли или вовсе расформировании раздела. «Огромное преимущество "облачных" сервисов в том, что ими можно пользоваться, не имея ИТ-отдел или будучи не в ладах с ИТ-департаментом», – объясняет Сергей Рыжиков, генеральный директор «1С-Битрикс». Он добавляет, что для малого бизнеса «облачные» сервисы не вытесняют свои ИТ, а дополняют их. В результате новые сервисы используются там, где их не было, но где это необходимо. Даже в крупных компаниях могут пригодиться «облачные» сервисы, когда ИТ-департамент не успевает наладить процесс. На оставшиеся две категории веб-присутствия и коммуникаций для совместной работы приходится оборот в 101 млн (22%) и 17 млн (4% рынка «облачных» сервисов) долларов соответственно.

В секторе IaaS аналитики Parallels предсказывают увеличение оборота на 40% в год и оборот в 473 млн долларов к 2015 году. Рынок SaaS, по их мнению, будет расти со среднегодовой скоростью 29% и достигнет в 2015 году 377 млн долларов. Веб-присутствие ожидает близкий рост – 27% в год и оборот в 209 млн долларов в 2015 году. Самым быстрорастущим станет рынок почты, коммуникаций и виртуальных АТС – 59% в год с результатом 72 млн долларов в 2015 году.

На самых крупных рынках IaaS и SaaS удобно рассмотреть сильные и слабые стороны «облачных» сервисов в России. Причины для отказа от «облачных» приложений, кроме опасений за конфиденциальность данных и отрицательных заключений ИТ-служб, опрошенные компании назвали «территориальную привязку» (37%), цену решений (32%), специфические приложения (6%) и недостаточную пропускную способность инфраструктуры (6%). Причем среди опасающихся за недостаточную пропускную способность и специфичность приложений особенно выделялись компании среднего уровня – около 20% от общего количества опрошенных фирм этого уровня. Интересно, что и из используемых сервисов на первом месте – безопасность (36%), а далее идут резервное копирование (24%) и базы данных SQL (21%). То есть компании, решившие довериться IaaS, перекладывают на «облака» самые критичные сервисы. Сергей Рыжиков одной из причин, препятствующих внедрению «облаков», называет недоверие к этим услугам: «Требуется некоторое время и фактический опыт использования, чтобы компания стала активным пользователем "облачных" сервисов и начала пропагандировать это другим». То есть процесс не постепенный, а лавинообразный: либо компания верит, либо нет.

Примеры применения

Еще одна крупная категория «облачных» сервисов – это «облачные» приложения по запросу. Они наиболее наглядны для менеджеров, не имеющих отношения к ИТ, так как реализуют знакомые офисному пользователю программы для работы. Особенностью работы в них обычно является подключение с любого компьютера (надо только ввести логин и пароль учетной записи, как в почте), а часто возможна работа с планшетов и смартфонов под управлением различных ОС.

Согласно аналитическому отчету IDC, в 2011 году самыми популярными SaaS-услугами в России стали решения зарубежных компаний Microsoft, Salesforce.com, Google и российских «Мегаплан», «КОРУС консалтинг», Softline, CT Consulting и «МойСклад». По опросу Parallels самые популярные – сервисы для совместной работы (24%) и обмен файлами (10%), на третьем месте бухгалтерия (12%), она же имеет наибольшую долю услуг среди платных – 9%. В будущем наибольшее количество компаний собирается подключить облачные услуги по совместной работе (20% опрошенных), клиентской поддержке и конференц-связи (по 9%). Подробнее смотри графики.

Самые популярные приложения для совместной работы – это почта и офисные программы. Владимир Савченко сообщил, что к сегменту СМБ относится приблизительно 60% клиентов Softline из приобретающих подписку на Google Apps for Business. Из шести основных сервисов, которые входят в Google Apps for Business, наиболее интенсивно используются Google Drive и Gmail.

С прошлого года Microsoft предложила свой онлайновый сервис, сочетающий офисный пакет и средства для совместной работы – Office 365. Пресс-служба бизнес-подразделения «Билайн», которое занимается реализацией Office 365, сообщила, что большая часть покупателей этого онлайнового пакета – представители СМБ. Евгения Григорьева, руководитель департамента по продуктам мобильной связи для бизнес сегмента компании «Билайн» добавила: «Мобильные приложения, базирующиеся на "облаках", сейчас становятся идеальным решением для многих компаний, особенно для малого и среднего бизнеса, так как позволяют минимизировать расходы и оптимизировать ИТ-бюджет».

Почта и офисные приложения – самые популярные «облачные» сервисы, но ими список вовсе не исчерпывается. Та же Microsoft в ноябре 2012 года на конференции TechEd Russia запустила в России сервис Microsoft Dynamics CRM Online – «облачное» решение для управления взаимоотношениями с клиентами. Вышеупомянутый «Мегаплан» предоставляет инструменты для совместной работы (общий доступ к документам, управление проектами, контакты), а также CRM-сервис для учета отношений с партнерами и составления необходимой финансовой документации. Проект начался классически, когда основатели не могли подобрать для себя подходящее приложение и решили сделать свое, учитывающее российские реалии. В мире есть примеры «облачной» системы управления ресурсами, мы уже упоминали про ERP-сервис компании Acumatica, и даже «чертежных» САПР – Autodesk Fusion 360, рассчитанных в том числе и не сектор СМБ.

Задание на будущее

Несмотря на широкий ассортимент «облачных» сервисов, доля компаний СМБ, использующих их, невелика. По оценке Сергея Рыжикова: «Если говорить именно о новых "облачных" сервисах, а не о традиционных формах – почте, сайтах на хостинге и других, которые зачастую также относят к "облачным" технологиям, то доля компаний, которые используют их, очень мала – это единицы процентов». Что останавливает предпринимателей? Инфраструктура в крупных городах готова, по мнению Николая Прянишникова, главы российского представительства Microsoft: «Говоря о неготовности инфраструктуры России, обычно имеют в виду качество интернет-соединения, принципиально важного для работы "облачных" приложений. Однако ситуация со связью в большинстве крупных городов России вовсе не так плоха. В городах с населением более 500 тыс. человек есть интернет приемлемого качества и достаточное количество поставщиков, которые обеспечивают услуги подключения к магистральным каналам конечных потребителей. В России также достаточно широкое проникновение мобильного и беспроводного интернета, особенно 3G, поэтому пользователи могут позволить себе подключение к "облачным" сервисам. Тем более что безлимитные тарифы на мобильный интернет позволяют не превратить использование "облака" в расточительство. На сайте Microsoft есть специальный калькулятор, с помощью которого можно рассчитать свою потребность в интернет-канале. Для примера: на 100 человек, которые используют почту Office 365 в среднем режиме, заказчику потребуется канал 89 кб/с – это ниже среднего уровня по России».

Если технологическая база в России приемлема для перехода на «облачные» сервисы, то формальные условия работы пока не позволяют многим компаниям действовать здесь. Например, Григорий Поваров, General manager компании Acumatica отметил, что в компании нет ни одного «рабочего» сервера и она очень активно использует «облачные» решения. «Во-первых, это Microsoft Office 365 для почты и совместной работы. Во-вторых, это Webex для проведения онлайн-конференций с нашими партнерами. В-третьих, это инфраструктура Microsoft Azure, на которой расположена наша "внутренняя" Acumatica ERP (для нашей компании) и различные демонстрационные конфигурации нашего продукта». При этом компания, использующая российских разработчиков, деятельность осуществляет вне нашей страны. Григорий Поваров объяснил это тем, что российский ИТ-рынок достаточно маленький (только 1-2% от мирового), но очень специфичный (если говорить о бухгалтерских и финансовых сервисах, то такого регулирования, как в России, больше нет нигде). Кроме того, он отметил, что в силу исторических причин компания обладает экспертизой в западном финансовом ПО и знает, как строить продажи в США и Юго-Восточной Азии. Также он отметил, что часто компаниям важнее укреплять имеющееся неконкурентное преимущества, чем снижать издержки, в этом случае «облака» оказываются не у дел.

Михаил Смолянов, генеральный директор компании «Мегаплан», не советует зацикливаться на переходе в «облака»: «Нужен ли он вообще – вот в чем вопрос. Дело не в переходе в "облака" как самоцели, а в возможности с их помощью создать более оптимальную конфигурацию IT-инфраструктуры (гибкую, масштабируемую, оптимальную по стоимости). Вопрос скорее в другом: каким будет баланс между "традиционными" и "облачными" IT и как он будет меняться в ближайшие годы».

Использование платных и бесплатных облачных бизнес-приложений среди российскими СМБ(2012)
Планируемое внедрение бизнес-приложений российскими СМБ(2012)

Новости партнеров







Как столица помогает арендаторам

Почти 18 млрд рублей было выделено из бюджета Москвы в 2020 году на поддержку арендаторов городской недвижимости в связи с пандемией.

Запуск маркетплейса позволит ММК существенно нарастить онлайн-продажи

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» планирует в начале 2021 года запустить собственный маркетплейс – электронную платформу, где покупатели смогут заказывать металлопрокат и метизы онлайн

Мировые эксперты представили достижения «Индустрии 4.0» на конференции по цифре

Мировые лидеры цифровой индустрии, ведущие университеты и научно-исследовательские центры представили на конференции достижения в области цифровизации и поделились опытом внедрения разработок в крупных транснациональных и отечественных промышленных компаниях

Аналитики данных захватывают рынок труда

В ближайшие пять лет одной из самым популярных вакансий станет специалист по обработке данных. В целом, для рынка это не новость, а вот для молодых специалистов, получивших образование совсем в других областях – большой вызов

Мясо вместо танков

Поставки российской сельскохозяйственной продукции за рубеж уже превысили доход от экспорта оборонно-промышленного комплекса. О том, как Россельхозбанк поддерживает это наступление, рассказывает первый зампред правления банка Ирина Жачкина

Живучий Honor для всей семьи

Производитель мобильных и носимых гаджетов Honor выводит на российский рынок новый смартфон Honor 10X Lite с блоком камер из четырех модулей и самой быстрой зарядкой, доступной в среднем ценовом сегменте. «Эксперт» разобрался в ключевых особенностях новинки и выяснил, почему стоит обратить внимание на новый смартфон.

«Векторы развития медицинского бизнеса. Быть первым: преимущество или испытание?»


Новости партнеров

Tоп

  1. Путин поставил многих перед нелегким выбором
    Государственные служащие вплоть до уровня муниципалитетов и некрупных должностей в ряде ведомств, имеющие паспорта других государств либо виды на жительство там, должны будут отказаться либо от второго гражданства, либо от работы в органах власти в России
  2. Доллар упал до двухлетнего минимума
    Американская валюта падает на оптимизме, вызванном новостями о вакцине, и ожиданиях дальнейшего ослабления монетарной политики в США
  3. Шины покатились вниз
    Пандемия больно ударила по российскому рынку автомобильных шин. Доли российских производителей снижаются под натиском дешевого китайского импорта. Для выживания нашим игрокам надо осваивать новые технологии и пересматривать стратегию маркетинга
Реклама