Под знаком Арктики

Москва, 27.12.2012
Уходящий год может запомниться возвращением России в Арктику. Позабытая в постсоветское время мегатерритория становится одним из главных оплотов дальнейшего развития экономики нашей страны.

Фото: РИА Новости

Арктика – это огромные необжитые пространства к северу от Полярного круга. Однако суровый климат делает здесь затраты на выпуск единицы продукции несоизмеримо выше, чем в более теплых краях. Поэтому даже в советское время освоение российской части этого макрорегиона велось в основном с научно-исследовательскими, геологоразведочными и военными целями. В постсоветское же время и этот процесс практически прекратился. Грузооборот по Северному морскому пути (кратчайший путь морем из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана), например, упал с 7 млн тонн в год (1987 год) до чуть более 1 млн тонн в год, сведясь фактически к «северному завозу» продовольствия и топлива для пустеющих прибрежных северных населенных пунктов. Однако в этом году произошел ряд событий, который говорит о том, что российское государство всерьез решило вернуться в Арктику, но теперь уже с экономическими целями

Экономическое «острие»

Промышленное освоение Заполярья в советские времена ассоциировалось с Мурманской областью (природные богатства Кольского полуострова и база Северного флота), республикой Коми (уголь), севером Красноярского края («Норильский никель»), Якутией, почти половина территории которой тоже лежит за Северным полярным кругом (золото и алмазы). Потом к этому пулу присоединился Ненецкий автономный округ (нефть). Однако с этого года экономическим «острием» освоения Арктики становится Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО, Ямал).

В ЯНАО и раньше добывалась львиная доля российского природного газа, который, как и нефть, является главным экспортным российским товаром и основным наполнителем федерального бюджета. Однако газовые и нефтяные природные «резервуары» Западной Сибири понемногу истощаются, и российское правительство вместе с добытчиками «голубого» и «черного золота» решило продвигаться дальше на север, где только на полуострове Ямал и прилегающих к нему акваториях Карского моря сосредоточено 26 трлн кубометров газа и 1,6 млрд тонн нефти. Поэтому осенью этого года на этом полуострове «Газпромом» было запущена в эксплуатацию первая очередь гигантского месторождения – Бованенковского, которое при выходе на полную мощность будет ежегодно поставлять в единую газотранспортную сеть по 140 млрд кубометров газа. Параллельно с этим на восточной стороне полуострова Ямал крупнейшей отечественный независимый газодобытчик НОВАТЭК в этом году приступил к строительству завода по сжижению природного газа (СПГ) на базе Южно-Тамбейского месторождения, который к 2018 году должен превратить Россию в одного из ключевых участников мирового рынка СПГ. В марте этого года «Транснефть» начала строить на территории округа магистральный нефтепровод на север от НПС «Пурпе» длиной почти 500 км, по которому в мае 2014 года пойдет нефть с заполярных месторождений Ямала. Мощность новой трубы – 45 млн тонн нефти в год. Плюс 9 млн тонн нефти в год, которые к 2020 году намеревается добывать «Газпром нефть» на Новопортовском месторождении, расположенном на юго-восточной стороне полуострова Ямал. В этом году компания пробурила там первую эксплуатационную скважину.

Новые магистрали

Кроме того, Ямал становится и главной движущей силой развития транспортного сообщения в Заполярье. Прошедшим летом была заложена капсула в основание строительства нового российского морского порта в поселке Сабетта (северо-восточное побережье полуострова Ямал), который должен стать основным многофункциональным портом на Северном морском пути. А то, что Севморпуть набирает популярность не только среди отечественных, но и среди зарубежных перевозчиков, подтверждают рекорды последней летне-осенней навигации, когда только транзитом по этому маршруту прошло более 1 млн тонн грузов. Более того – в «гонку» за право разместить у себя порты-хабы этого маршрута в этом году включились и другие российские регионы, например Камчатка. Ненецкий автономный округ за счет Севморпути рассчитывает развить свою Амдерму, Якутия – Тикси. Но главным портом, как считают в Москве и Салехарде, должна быть Сабетта. «Надеюсь, что такие точки, как Тикси, будут возрождаться. Нужно возрождать и другие такие же населенные пункты. Нужны коллективные усилия и федерального центра, и республиканских властей. Мы честно радовались за порт Тикси и Ямал, потому что возрождение Севморпути начинается с Сабетты», – заявил на недавней пресс-конференции президент России Владимир Путин, подчеркнув, что Россия будет развивать не только инфраструктуру этой «важнейшей транспортной артерии», но и ледокольный флот.

Кроме того, в этом году произошел кардинальный сдвиг и в проекте строительства на территории ЯНАО «Северного широтного хода» – железнодорожной магистрали, которая свяжет сквозным железнодорожным сообщением восточную и западную часть страны через «русский Север» и позволит экономить колоссальные деньги и транзитным перевозчикам, и нефтегазовым компаниям. «Мы начали строительство арктического морского порта в Сабетте. Центр производства СПГ, развитие Северного морского пути позволяют по-новому взглянуть на российскую Арктику как на глобальный геополитический ресурс нашей страны. Это поистине историческое событие. На Ямале очень долго ждали выхода газовиков на полуостров. С вводом в эксплуатацию Бованенковского месторождения коллектив "Газпрома" в очередной раз доказал, что Россия была, есть и останется великой энергетической державой. Убежден, о 2012 годе будущие поколения будут вспоминать как о годе больших побед», – подчеркнул губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин значение уходящего года для Ямала и окружающих его территорий.

Знать больше, защищать крепче

Помимо чисто экономических событий, этот год для российской Арктики ознаменовался новыми направлениями научно-исследовательских работ и усилением военного присутствия. В августе этого года правительство ЯНАО вместе с Росгидрометом отправило в северные широты первую комплексную арктическую экспедицию морского базирования (КАЭМБ) «Ямал-Арктика 2012». «Что ищем? Ответ на вопрос, как влияют все наши грандиозные промышленные проекты на экологическую обстановку в Арктике. Нет ничего важнее сохранения баланса. Что мы выносим в Арктику своим производством, жизнедеятельностью городов, промыслов – вот что главное. Сколько бы мировые сообщества ни спорили о принадлежности Арктических энергетических кладовых, речь всегда сводится к ее главному богатству – чистой пресной воде. Научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов" 47 суток работало "в поле". Всевозможные пробы были взяты, обследовано здоровье коренного населения самых северных территорий. Таких комплексных исследований не проводили с советских времен», – подчеркнул в интернет-интервью на «Эксперт Online» смысл этой экспедиции, которая, возможно, станет ежегодной, губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. «Ямал взял на себя смелость и инициативу прорвать многолетнее топтание на месте в исследованиях морских акваторий и прилегающих территорий арктического региона», – охарактеризовал КАЭМБ начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ Росгидромета Владимир Соколов.

А незадолго до этого в Салехарде прошла 10-я Международная конференция по мерзлотоведению, в которой приняли участие более 600 ученых из 30 стран мира, изучающих Арктику. Ученые-мерзлотоведы с мировыми именами подтвердили довод о том, что Арктика – это именно то место, где формируется климат планеты, и от того, что будет происходить на русском Севере, в том числе на Ямале, зависит состояние экологии всего мира. В апреле будущего года в столице ЯНАО Салехарде планируется провести встречу высоких представителей государств-членов Арктического совета, проводимую под патронатом Совета безопасности России. Тогда же будет проведена международная конференция по вопросам комплексного обеспечения международной безопасности в Арктике. Поэтому очевидно, что научно-исследовательская активность в Арктике будет только нарастать.

Причем нарастает она не только со стороны России. Даже такая далекая от Арктики страна, как Китай, в этом году направила в Баренцево море с исследовательскими целями свой ледокол «Сюелун». Поэтому Россия готовится не только исследовать, осваивать, но и защищать свои интересы в Арктике. В этом году начала наращиваться группировка наших пограничных войск в этом макрорегионе. Российская военная авиация возвращается на заполярные аэродромы на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа и в Ненецкий автономный округ, а в северных морях прошедшей осенью был замечен самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль – тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) Северного флота «Петр Великий». Такого не случалось с 1983 года, когда ТАРК «Киров» ходил к берегам Новой Земли. 

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  2. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
  3. Профсоюзы предложили компенсировать расходы работников на «удаленке»
    Федерация профсоюзов инициировала новую статью в Трудовой кодекс и назвала конкретную сумму выплат сотрудникам, переведенным на удаленную работ
Реклама