Технари против гуманитариев

Екатерина Шохина
25 февраля 2013, 16:28
Фото: пресс-служба компании Superjob
Алексей Захаров

Более 65% россиян не работают по специальности. Некоторые изначально неправильно выбирают профессию, потому что не привыкли планировать свою карьеру и задумываться о том, чем они хотели бы заниматься. Другие не могут трудоустроиться по специальности, потому что имеющиеся предложения не устраивают их по зарплате, задачам, расположению офиса и т.д., а о других сферах применения полученных знаний они просто не знают. Итог печален: работодатели испытывают дефицит квалифицированных кадров, жалуются на низкую производительность труда, что отражается и в макроэкономической статистике: стагнации в промпроизводстве и низких темпах роста ВВП. О том, специалисты каких сфер экономики будут востребованы российскими работодателями в ближайшее десятилетие и как молодым людям сориентироваться на рынке труда, «Эксперту Online» рассказал президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров:

— Чтобы сделать успешную карьеру, нужно иметь четкую цель как минимум на пять лет вперед. Чем раньше вы задумаетесь об этом, тем сильнее будет ваш карьерный отрыв от сверстников. Нужно представлять, чем конкретно хотелось бы заниматься, какую зарплату получать, нацеливаться ли на вертикальную или на горизонтальную карьеру, знать всех своих будущих работодателей. Все это непросто и требует приложения немалых усилий. 

Главная сложность заключается в том, что большинство молодых людей не знают, как правильно стартовать в карьере, родители не знают, куда направлять детей, а в обществе нет механизмов, чтобы решить профориентационные задачи. Неслучайно наш опрос показал, что 63% респондентов хотели бы, чтобы их дети прошли тест на профориентацию, но при этом только 7% прошедших тест признают, что он помог им в карьере. 

Ситуация усугубляется тем, что сейчас никто не может сказать, сколько и каких трудовых ресурсов (с каким уровнем образования, специализацией и т.п.) понадобится нашей стране через 10 лет, что для данной сферы — минимальный горизонт планирования. О сроке 20 лет говорить вообще не приходится. Более того, сегодня никто даже приблизительно не сможет сказать, сколько и каких специалистов потребуется экономике через пять лет!

Это значит, что на кого бы современный студент ни учился, он не может понять перспектив своей специальности. Это касается как начального профессионального образования, так и высшего, в первую очередь технического. Отсюда повышенный интерес к гуманитарному образованию любого качества: его получение часто требует намного меньших усилий при тех же неясных перспективах будущего трудоустройства.

Однако даже при отсутствии внятной стратегии развития экономики на ближайшие пять-десять лет задача прогнозирования потребности в трудовых ресурсах решаема.

Мы предложили рынку свой вариант решения — думаю, уже через полгода благодаря нашему сервису «Superjob для студентов» мы сможем абсолютно точно сказать, на какие специальности в ближайшие пять лет будет повышенный спрос, а какие не имеют больших перспектив. Уже сейчас видна тенденция, что через несколько лет компании будут нуждаться в управленцах, айтишниках и драться за специалистов по авиационной и космической технике, металлургов, энергетиков. Количество заявок на выпускников по этим направлениям значительно превышает предложение.

Данные о кадровых потребностях важно получить напрямую от работодателей. Ранее крупные компании в поисках новых кадров шли в вузы, рассказывали о себе, проводили ярмарки вакансий, дни открытых дверей, приглашали молодых людей на стажировки. Но этот процесс весьма сложен, поэтому его ведут немногие предприятия.

Мы придумали, как сделать процедуру знакомства со студентами простой и доступной для каждой компании, — и обеспечили работодателям прямой контакт с будущими выпускниками. Работодатель заранее озвучивает свои перспективные потребности в специалистах, и все студенты, обучающиеся по названным специальностям, получают информацию о компании — потенциальном работодателе. Затем компания приглашает заинтересованных студентов к себе на практику и стажировки.

Таким образом, молодые люди начинают знакомиться с разными компаниями, в которых могут начать трудиться после окончания вуза. Компании смотрят на заинтересованных молодых людей и, не спеша, формируют свой кадровый резерв. Мы же можем прогнозировать кадровые потребности бизнеса на пять-десять лет вперед.