Поезд дальше не пойдет

Москва, 26.06.2013
Целая серия ЧП обрушилась на столичную подземку в последние недели: пожары, задымления, поломка вагонов. «РР» разбирался, в чем заключаются возможные причины аварий и является ли цепочка происшествий случайностью или результатом системных ошибок в работе метрополитена.

Фото: РИА Новости

Причина № 1.
Износ оборудования

На красной ветке метро между станциями «Охотный Ряд» и «Биб­лиотека имени Ленина» 5 июня силовой кабель загорался два раза кряду. Полдня линия не работала, более четырех тысяч человек были эвакуированы, как минимум одиннадцати потребовалась медицинская помощь. Первое предположение: кабель изношен. В блогосфере даже появились версии, что кабели, равно как и другое оборудование, на с­амых старых переездах не меняли чуть ли не с 1935 года.

— Судя по той информации, к­оторой мы располагаем, загоревшийся кабель должны были заменить еще десять лет назад, — подтверждает эту гипотезу первый заместитель генерального директора ВНИИ к­абельной ­промышленности Григорий Свалов.

Если это справедливо для одного кабеля, то с достаточной долей вероятности справедливо и для других. В то же время руководитель транспортного департамента столицы Максим Ликсутов в эфире «Эха Москвы» убеждал москвичей, что причина аварии вовсе не в изношенности, а в том, что злополучный кабель был просто «плохо закреплен».

Тем не менее на условиях анонимности сотрудники эксплуатационных служб метрополитена признаются, что проблемы носят системный характер, и не исключают новых аварий на самых старых участках метро: Сокольнической, Замоскворецкой и Кольцевой линиях.

Причина № 2.
Поезда и вагоны

— Многие составы ходят со значительным перепробегом, а если он равен хотя бы километру, это уже серьезная опасность, — говорит Светлана Разина, лидер независимого профсоюза работников Московского метрополитена. — Нет деталей на замену, и старые составы на ремонт зачастую попросту не отправляют.

Аварии, случившиеся 11 и 19 июня, были связаны с эксплуатаций вагонов не старого, а нового типа «Ока», которые, кстати, многим метрополитеновцам сразу не приглянулись. Старые вагоны делались по образцу немецких послевоенных, а новые — по французской лицензии и, по некоторым данным, с использованием китайских комплектующих. Так что в целом к надежности «Оки» с самого начала возникло много вопросов.

Сегодня московский транспортный департамент угрожает заводу — производителю «Оки» штрафом в шесть миллионов и планирует увеличить обкатку вагонов до их введения в строй со 100 до 300 километров.

Причина № 3.
Человеческий фактор

Между тем нагрузка машинистов постоянно увеличивается: недавно у них ликвидировали перерывы, а смены увеличили с 6 до 8,5 часа. Из-за этого они не всегда успевают толком разобраться с новой техникой, что потенциально способно привести к авариям, вызванным уже пресловутым человеческим фактором.

— Ни машинисты, ни ремонтники не успевают познакомиться с оборудованием, — говорит Светлана Разина. — На новых с­оставах, где много компьютеров, машинисты ездят практически без подготовки. Их обучение ограничивается полуторачасовой лекцией. Ремонтники, в свою очередь, только осматривают поезда и, найдя неполадку, не чинят ее, а звонят на завод за консультацией. Неудивительно, что многие неполадки так и остаются неустраненными.

Причина № 4.
Перегруженность

По данным Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, перегруженность метро составляет 30–40%. Само по себе, если верить техническим регламентам, аварий это вызывать не должно: рельсы от этого не лопаются, двигатели не взрываются, проводка не горит.

Но есть тонкий момент. Из-за повышенной интенсивности так называемое ночное технологическое окно сокращено всего до па­­ры-тройки часов, а ведь это время необходимо для проведения профилактических работ, разнообразных проверок. И времени на полноценную профилактику хватает далеко не всегда. Может, кстати, именно поэтому не был надежно прикреплен к сети кабель на «Охотном Ряду», о чем говорят в руководстве столичного департамента транспорта.

Причина № 5.
Неэффективное управление

Порой нарекания вызывают как компетенция руководства метрополитена, так и действующие схемы управления. Например, нынешний начальник московского метро Иван Беседин до своего н­азначении в 2011 году работал в РЖД, а это несколько иное направление деятельности. В том же 2011 году был значительно сокращен штат «низовых сотрудников»,  а число бюрократических должностей не только не уменьшилось, но даже выросло.

В итоге сегодня в управленческом смысле метро представляет своего рода перевернутую пирамиду. Такая система неповоротлива, а значит, и безопасность на должном уровне ей поддержать сложнее.

Сложность заключается и в архаичных бюрократических процедурах. Конкретный пример: во время аварий последнего времени машинисты были вынуждены в одиночку выводить людей из тоннелей. Разрешение на вход туда других сотрудников должен был дать диспетчер, а он далеко не всегда делает это достаточно оперативно.

Материал опубликован на сайте "Русский репортер"

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама