Продается, дорого

Екатерина Шохина
3 июня 2013, 18:15

Немецкий издательский концерн Axel Springer AG может продать все свои российские активы и уйти из России, сообщают СМИ. В самой компании данную информацию не комментируют, однако ряд журналистов, работающих в изданиях медиахолдинга, на условиях анонимности подтвердили данную информацию — переговоры с потенциальными покупателями ведутся. По данным источника «Эксперт Online», основной претендент на покупку — бизнесмен Михаил Прохоров. При этом речь идет о продаже всего пакета изданий вместе — не по отдельности.

Фото: AP
Axel Springer AG может продать все свои российские активы и уйти из России

Немецкий издательский концерн Axel Springer AG может продать все свои российские активы и уйти из России, сообщают СМИ, в частности, газета «Известия».

Напомним, российское подразделение Axel Springer было зарегистрировано в 2003 году, сейчас издательский дом выпускает российскую версию Forbes, а также журналы OK!, «Gala Биография», GEO, GEO Traveller и «GEOлёнок». Ранее Axel Springer издавал российскую версию Newsweek, но в 2010 году издание закрылось. Среднее число читателей Forbes в период с мая по октябрь 2012 года (данные TNS Russia) превышало 1 млн, журнала GEO — 1,14 млн, журнала «Gala Биография» — 909,4 тыс. человек, еженедельного журнал OK! — 575 тыс. В марте 2013 года Axel Springer продала российский Computer Bild. Покупателем выступило региональное подразделение Burda.

Несмотря на то что на медиарынке ходят слухи о политической подоплеке решения немцев покинуть Россию (как рассказал «Эксперту Online» близкий к Axel Springer источник, речь идет о «нежелании нести ответственность за риски и людей в стране»), эксперты и аналитики рынка убеждены, что причина — исключительно финансовая. Тем более что большинство изданий медиахолдинга — «глянец», не имеющий отношения ни к политике, ни к экономике.

Рынок российской печати растет слабо. Рекламные доходы не демонстрируют рост, в том числе в связи с запретом рекламы некоторых категорий товаров.

Ранее гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг заявляла, что запрет рекламы алкоголя в СМИ (поправки в федеральный закон о рекламе вступили в силу в январе) может привести к недополучению выручки Axel Springer Russia в 2013 году в размере 15% от общего объема.

По словам эксперта аналитического центра «Видео Интернешнл» Александра Ефремова, с февраля 2013 года реклама алкогольных напитков полностью исчезла со страниц газет и журналов (январский «глянец», вышедший в декабре, еще был заполнен последней «алкогольной» рекламой). «Как и прогнозировалось, сегмент рекламы в прессе в феврале и марте сразу просел на 6%. По итогам первого квартала 2013 года падение составило почти 5%, несмотря на резкий рост объемов рекламы табачных изделий, которая, в свою очередь, запрещена с 1 июня», — отмечает эксперт. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл», крупные рекламные бюджеты сейчас сосредоточены в сегменте «Недвижимость». По итогам 2012 года он показал рост 33%, уступив лишь алкоголю. В первом квартале 2013 года рост составил 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Большинство издателей уже смирилось с мыслью, что сокращение доходов печатных изданий — это тренд. Такая же ситуация складывается и на зарубежных рынках, отмечается в аналитическом отчете «Видео Интернешнл».

«Вероятно, одним из ключевых мотивов подобного решения может выступать в первую очередь довольно слабая динамика ключевых индикаторов рынка печатных СМИ и желание компании сконцентрироваться на более маржинальных и перспективных проектах, например в digital-среде», — говорит аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин.

«Желание немцев уйти из России связано с тем, что рынок печатных СМИ сокращается, — соглашается управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. — А рынок рекламы стремительно смещается в интернет. На рынке глянцевых изданий, где силен Axel Springer, конкуренция особенно высока. Это рынок в России развивается намного более активно, чем деловая и экономическая журналистика. И, вполне возможно, немецкие издатели решили сконцентрироваться на более маржинальных направлениях бизнеса в других странах. Что касается журнала Forbes, то в последнее время были видны усилия издателей сделать журнал более friendly по отношению к своим читателям: там сменилась команда, и появилось больше эксклюзивных материалов. Однако рынок политических и экономических СМИ в России находится в таком положении, когда поиск эксклюзивных материалов становится делом, которое требует больших и не всегда окупаемых затрат».

На основании данных мониторинга ТНС можно сделать вывод о том, что по итогам первого квартала 2013 года Forbes оказался в лидерах по снижению объема коммерческой рекламы (–22%) в сегменте деловых СМИ (из базы анализа исключены неопределенные товарные категории (N/A), а также категории: государственные организации, косвенная реклама, массовые зрелища, массовые мероприятия (разное), общественные организации (разное), общественные фонды, отношения между людьми, социальная реклама (разное), экология, размещение рекламы, массовые мероприятия, средства массовой информации).

Ситуация усугубилась еще и тем, что кроме журнала ОК! все остальные СМИ Axel Springer издает по лицензии. Ежегодная лицензия одного только журнала Forbes, по оценкам специалистов, может стоить от 500 тыс. до 1 млн долларов. На фоне общего ухудшения финансовой ситуации в Европе, где находится материнская компания, такие платежи могли показаться ей обременительными, и она решила избавиться от «лишнего» груза.

При этом, отмечают в маркетинговом отделе одного из крупнейших российских медиахолдингов, «качественные деловые издания пока все же держатся на плаву, демонстрируя небольшой, но все же рост рекламных доходов».

Axel Springer не предоставляет в отчетности консолидированных показателей российского подразделения, что осложняет актуальные оценки, поэтому однозначно предполагать возможный объем потенциальной сделки сложно. «По условным подсчетам, стоимость ЗАО "Аксель Шпрингер Раша" по верхней границе, полагаю, вполне может оцениваться примерно в одну годовую выручку компании», — говорит Клягин. По его оценке, в 2012 году продажи ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» могли составить порядка 1,4 млрд рублей.

Бизнесмен Михаил Прохоров, хоть и неофициально называется основным претендентом на покупку, вряд ли будет спешить с выгодным предложением.

К тому же в вопросе партнерства важна позиция семьи Форбс и штаб-квартиры в Нью-Йорке, которая решает, кому и на каких условиях выдавать лицензию.