13 решений для бюджета

Анна Королева
20 августа 2013, 12:24
Иллюстрация: Эксперт Online
Минфин разработал предложения по повышению эффективности бюджетных расходов

Минфин разработал предложения по повышению эффективности бюджетных расходов, который представит президенту уже в сентябре. Как пишет РБК daily со ссылкой на проект доклада министерства, он состоит из 13 блоков по числу тринадцати экспертных групп, занимавшихся разработкой документа. В число экспертов входили представители РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров. Вопрос актуален: весной президент поручил  Минфину и Минэкономразвития провести экспертизу эффективности расходов бюджета и подумать над их оптимизацией, а в июне об этом чиновникам напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев.
 
Изначально в докладе было 163 страницы, но в итоге из них осталось только 85, пишет издание, так как многие предложения Минфин исключил, после чего направил доклад в аппарат правительства. В числе предложений по оптимизации замедление темпов роста пенсий, отмена материнского капитала, сокращение количества госслужащих и усиленный контроль за гособоронзаказом.
 
Так, одним из важнейших изменений, которые предлагает Минфин, является экономия средств на индексации пенсий. К примеру, индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляции (один раз в год вместо двух) позволит сэкономить к 2020 году до 781 млрд руб. Второй вариант — установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%. По оценкам Минфина, в долгосрочной перспективе это сэкономит до 1,5 трлн руб. Изменения могут коснуться и работающих пенсионеров. Минфин планирует отменить перерасчет размера страховой пенсии, а также предлагает выплачивать фиксированный базовый размер трудовой пенсии (на период работы), только если совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. руб.).
 
Следующее изменение коснется материнского капитала. В министерстве намерены прекратить выдачу сертификатов на материнский капитал на вторых и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, усилив при этом поддержку бедных семей. Еще один вариант «социального маневра» — развитие института профессиональных приемных семей на возмездной основе. Изыскать резервы попытаются также в образовании (в частности, количество федеральных вузов к 2016 году должно сократиться с 571 до 500) и развитии транспортной инфраструктуры (отказ от субсидирования железнодорожных перевозок на маршрутах свыше 1,5 тыс. км в пользу авиации и перевод пилотов на платное обучение).
 
Кроме того, бюджет сократит расходы на оборону через инвентаризацию бюджетных расходов, постепенный отказ от кредитных схем при реализации программы вооружения и введение дополнительной ответственности госзаказчиков. Предлагается пойти на сокращение количества госслужащих – как за счет развития электронного документооборота, так и за счет объединения ведомств с пересекающимися функциями. Еще один резерв — управление госимуществом. Выплата госкомпаниями дивидендов (25% чистой прибыли, решение принято недавно) в 2014 году принесет в бюджет дополнительно более 200 млрд руб. Также авторы предлагают создать Федеральный фонд развития недвижимости для приватизации объектов недвижимости, предоставлять бюджетные инвестиции на возвратной основе дочерним компаниям или холдингам с использованием корпоративных облигаций, усилить контроль за госинвестициями через выпуск в пользу государства привилегированных акций. Одновременно, полагают в Минфине, отмена ряда налоговых льгот за 2013–2019 годы дополнительно принесет бюджету 1,3 трлн рублей.
 
Предложение Минфина связано с растущим дефицитом бюджета, с которым надо бороться, объясняет советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. В пределах компетенции этого ведомства находится как раз бюджет и его расходы, поэтому разумное урезание расходов - это то, что и должно предлагать министерство. Если разбирать каждое предложение конкретно, то у каждого из них есть разумное обоснование. Так, рост пенсий нужно заморозить потому, что в настоящее время страна испытывает негативные последствия демографического разрыва: пенсионеров становится все больше, а работающего населения - меньше. Рост пенсий увеличивает нагрузку и на бюджет, и на бизнес. Замедление роста пенсий нельзя назвать ненужным, поскольку оно позволит сэкономить значительные для бюджета деньги, добавляет Сергей Литвиненко, эксперт проекта «Общественная Дума», хотя это снизит возможность граждан потреблять, что может негативно сказаться на экономике.
 
Между тем, материнский капитал как идея материальной поддержки многодетных семей также показал свою неэффективность, считает Алексей Онищенко. Реальную помощь он представляет только в регионах с низкой стоимостью жилья. Но при малейшем намеке на экономический рост цены на жилище растут намного быстрее материнского капитала. А непрозрачная схема получения материальной помощи порождает предложения со стороны мошенников по обналичиванию, в результате чего многие родители иногда так и не видят своих денег. В то же время сокращение расходов на образование было бы не самой лучшей идеей. Исполнить предложение Минфина будет проблематично, поскольку экономика нуждается в квалифицированных технических кадрах. Лучше задуматься над эффективностью финансирования получения образования по специальностям, не востребованных экономикой.
 
На сегодняшний день более 40% бюджета тратится на служащих и чиновников (оптимально – до 15%), указывает, в свою очередь, начальник отдела розничных продаж УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Непомерно раздутые штаты при небольшой эффективности, дублирования функций и отсутствия функционала для многих служащих (на некоторых, наоборот, лежит двойная нагрузка); создание правительств и дум при каждом муниципальном образовании; использование компьютеров, техобеспечения и электронного документооборота между ведомствами - на низком уровне; сложность процедуры передачи средств из бюджета – мягко намекают, что навести порядок в сфере (в этом случае денег хватит для выхода страны в экономические лидеры) будет трудно и долго, но без стратегической работы по изменению расходования бюджета не справиться.
 
И оптимизация даст средства, которых не хватает для проведения реформ правительства и только за счет внутренних ресурсов, где мы можем «подвинуться» достаточно широко. Тогда не нужно будет снижать расходы на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение (для наведения порядка можно на 3-5 лет и ужаться), сэкономленные деньги пустить на сокращенный до 150 тыс. сотрудников аппарат госслужащих и повышение экономических показателей.
 
И все же экономия на социальных обязательствах государства – и в самом деле не самая популярная в обществе идея, отмечает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. К этому надо подходить осторожно. Рост пенсий, материнский капитал, сокращение бюджетных мест в ВУЗах - все это может вызвать недовольство граждан. Впрочем, признает он, оптимизировать расходы бюджета действительно необходимо - предлагаемые меры предоставят возможность сэкономить значительные средства и сократить бюджетный дефицит в ближайшей и среднесрочной перспективе.
 
В то же время для экономики предложенные меры могут иметь неоднозначные результаты. К примеру, заморозка роста пенсий повлечет снижение покупательской способности населения, от чего могут "просесть" показатели деятельности ритейлеров. Так или иначе, заключает Сергей Литвиненко, очень важно, чтобы меры подобной бюджетной экономии носили не слишком долгосрочный характер, а вводить их надо крайне осторожно.