Инвесторов сейчас больше волнует потенциал компании, а не итоги ее финансовой деятельности. Они готовы вкладывать в нее деньги и ждать, когда она начнет приносить прибыль.
Нет прибыли – нет проблем
68% всех технологических фирм, впервые выставивших на продажу свои акции в 2013 году, или 19 из 28 в абсолютном исчислении, утверждает профессор финансов университета Флориды Джей Риттер, не принесли своим владельцам прибыли. Ранее такой же высокий процент убыточных компаний был отмечен дважды: в 2001 и 2007 годах.
Аналитики из Wall Street Journal подметили одну интересную особенность нынешнего американского рынка IPO. Очевидно, экономическая ситуация в Америке, несмотря на проблемы с возможными техническими дефолтами и частичным «закрытием» правительства, все же явно улучшается. Иначе не объяснишь возросшую смелость инвесторов, которые сейчас готовы рисковать. Даже если принять во внимание, что речь идет только о технологических компаниях, эта тенденция говорит о многом. Ведь еще год-два назад они даже слышать не хотели ни о каком риске и вкладывались в сверхнадежные компании, соглашаясь на низкие процентные ставки. Сейчас эти же люди готовы покупать акции убыточных технологических компаний и терпеливо ждать, когда они начнут приносить прибыль.
Об изменении настроений инвесторов говорит и высокое количество первичных публичных предложений. Оно, считают в авторитетной консалтинговой финансовой компании Dealogic, станет в этом году самым крупным после 2007 года.
Не Лас-Вегас
Список убыточных компаний, появившихся на бирже в этом году, несомненно, возглавит Twitter Inc. Эту компанию, образовавшуюся в 2006 году, едва ли можно назвать «стартапом», но она в прошлом году не принесла прибыли, несмотря на то что у нее было в месяц более 215 млн активных пользователей и она уже борется за пользователей с традиционными медийными средствами. Согласно документам, содержащимся в заявке на IPO, в 2012 году при выручке 317 млн долларов Twitter понес убытки в размере 79 млн.
Повышенный интерес инвесторов на рынке первичных публичных предложений к убыточным компаниям свидетельствует о том, что они готовы не обращать внимание на неудачные результаты финансовой деятельности в последнее время.
«IPO могут иметь место в портфелях начинающих трейдеров, – считает Роберт Павлик, старший специалист по рыночной стратегии в инвестиционном фонде Banyan Partners, активы которого составляют 4 млрд долларов. – Но если человек хочет стать долгосрочным инвестором, то ему не следует относиться к фондовым рынкам как к новому Лас-Вегасу».
Статистические данные показывают, что вложение денег в компании, показывающие хорошие финансовые результаты, все же приносит больше прибыли. По данным профессора Риттера, не приносившие прибыли технологические компании, которые провели IPO в 1990-2011 годах, приносили инвесторам в первые три года в среднем 21,5%, в то время как приносящие прибыль компании – 55,2%. Речь идет о компаниях с выручкой не менее 50 млн долларов в год.
Исследование Джея Риттера также показало, что обе группы технологических компаний принесли акционерам за тот же период времени значительно больше прибыли, чем фондовый рынок в целом.
В годы доткомовского бума (1999-2000), когда многие инвесторы понесли убытки на «летунах», спекулятивных акциях, отличавшихся высокими ценами или резким подъемом и спадом, 86% IPO технологических компаний несли убытки.
С другой стороны, когда дело доходит до первичных публичных предложений, отдельных инвесторов не интересуют осредненные данные по доходности. Они хотят заработать побыстрее и побольше.
Некоторые инвесторы готовы покупать акции компаний в надежде, что те найдут большую «золотую жилу», и поэтому готовы пожертвовать прибыльностью в угоду росту.
«Сейчас все по-другому»
Подобные настроения были распространены в доткомовский период. От того времени нынешний интерес к не приносящим прибыли технологическим компаниям отличает одна особенность: большие доходы. Более 85% технологических компаний, впервые размещающих в этом году акции в США, имеют годовой доход выше 50 млн долларов. В 1999-2000 годах эта цифра была почти вчетверо ниже – 22% с учетом поправки на инфляцию.
Pets.com Inc., например, имела выручку за три квартала перед размещением IPO в 2000 году всего лишь 5,8 млн долларов. Ее акции были выставлены на продажу по цене 11 долларов. В конце того же года они продавались уже менее чем за 1 доллар.
Пример противоположного характера: компания по анализу данных Splunk Inc. потеряла 11 млн долларов в финансовый год перед первичным публичным предложением акций в апреле 2012 года, но ее годовой суммарный доход составлял при этом 121 млн долларов. После IPO ее акции выросли в цене на 248%.
Конечно, не все инвесторы готовы рисковать. Имеется немало и таких, кто считает, что чересчур трудно и рискованно оценивать компанию, которая не приносит прибыль.
«Следует быть более осторожными в отношении таких IPO, – считает Ланс Робертс, главный специалист по стратегии инвестиционного фонда STA Wealth Management в Хьюстоне, штат Техас. – Говорят, что самые страшные слова на финансовом рынке – "Сейчас все по-другому"».
Поэтому многие инвесторы все же, прежде чем покупать акции проводящей IPO компании, хотят посмотреть на ее фундаментальные показатели.
К примеру, Facebook Inc., который провел первичное публичное предложение в мае 2012 года, уже имел годовой доход в сумме 3,7 млрд долларов и 1 млрд чистой прибыли. После проведения IPO акции Facebook подешевели на 50% по сравнению с первоначальной ценой. Частично это объяснялось опасениями инвесторов, что компании не удастся повысить доходы от рекламы при общей тенденции перехода пользователей на мобильные устройства.
Однако за последние три месяца, с середины июля 2013 года, цена акций Facebook выросла на 85%. Она поползла вверх сразу после опубликования данных, свидетельствующих, что доходы от рекламы оказались выше прогнозируемых.
Что касается Twitter, IPO которого все ждут с таким нетерпением, то эту компанию, по мнению экономистов и аналитиков, следует сейчас сравнивать в отношении прибыли и доходов с Facebook четырехлетней давности перед первичным публичным предложением. В 2008 году у Facebook при доходе 272 млн долларов был чистый убыток в 56 млн долларов. У Twitter он в прошлом году составил 79 млн.
Материал опубликован на сайте «Эксперт-Казахстан»