Теракт в Домодедово: не все точки расставлены

Москва, 11.11.2013
Трое пособников исполнителей теракта, унесшего в 2011 году в аэропорту Домодедово жизни 37 человек, проведут в заключении остаток жизни. Еще один фигурант приговорен к десяти годам колонии общего режима.

Фото: AP

Но этот приговор заставил еще раз задуматься о качестве антитеррористической защищенности аэропортов и транспортных объектов. По мнению специалистов, охрана часто не реагирует на «кричащий» металлоискатель, а Международный сочинский аэропорт недавно наказали за некачественное ограждение охраняемых территорий. До сих пор не установлены виновные лица, пропустившие в аэропорт Домодедово террориста с нашпигованной металлом взрывчаткой. Вину охранников в Домодедово не могут установить из-за отсутствия на тот момент внутренних регламентов ответственности. Более того, в этом деле, оказывается, нет не только подозреваемых, но и более двухсот потерпевших, которых попросту исключили из списка.

Взрывная волна антитеррора


Взрыв в аэропорту Домодедово произошел 24 января 2011 года. В зале прилета международных авиалиний неизвестный привел в действие нашпигованное металлическими предметами взрывное устройство, что стало причиной гибели 37 человек и госпитализации еще 172 –х посетителей аэропорта.

Через полтора года Следственный комитет объявил о раскрытии уголовного дела, возбужденного по нескольким статьям: терроризм, убийство, незаконное изготовление и хранение огнестрельного оружия. Террористом-смертником оказался 20-летний выходец из Ингушетии Магомед Евлоев. Лидер террористической организации «Имрат Кавказ» Доку Умаров вскоре после установления личности смертника заявил, что тот действовал по его прямому приказу. Но предполагается, что между ним и исполнителем стояло еще несколько террористов – это главари северокавказких банд Аслан Бутюкаев и Сульян Абдуллаев, убитый в 2011 году в ходе спецоперации. Предполагалось, что именно они завербовали Евлоева и подготовили его к совершению теракта. Умаров и Бутюкаев до сих пор находятся в розыске.

ФСБ также позднее сообщило об установлении личности еще 28 членов «Имрат-Кавказа», 17 из которых удалось уничтожить в марте 2011 года в ходе спецоперации в Ингушетии. Четверо соисполнителей теракта в Домодедово – братья Ислам и Илез Яндиевы, Башир Хамхоев Ахмед Евлоев и были задержаны и сейчас, спустя более года после ареста, осуждены. Присяжные признали всех четверых виновными в совершении теракта, убийствах и изготовлении и хранении оружия, и не подлежащими снисхождения. Первым троим суд назначил пожизненный срок, последнему – 10 лет лишения свободы.

Как следует из фабулы приговора, все четверо организовали приезд террориста-смертника из Ингушетии в Москву, изготовили ему «пояс Шахида» с взрывным устройством, привезли в аэропорт, где указали на место совершения самоподрыва. После чего скрылись на территории Ингушетии.

Разбор полетов


Сразу после теракта Следственный комитет возбудил и другое уголовное дело - по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности в аэропорту Домодедово. Как вскоре выяснилось, террорист прошел в здание терминала аэропорта, минуя рамки металлоискателей, и был не замечен охраной. Но в этом деле следствие до сих пор не продвинулось ни на шаг. Хотя требования привлечь виновных звучали на самом высоком уровне. Президент России Дмитрий Медведев вскоре после теракта заявил:
«То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности…Такое количество взрывчатки пронести или провести — это нужно постараться, и за это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает решения, менеджмент аэропорта… Я дал генпрокурору Юрию Чайке разобраться с тем, как законы действуют в Домодедово».

Дмитрий Медведев слова подкрепил показательными отставками. Он уволил начальника управления транспортной безопасности МВД в ЦФО Андрея Алексеева, поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву «тряхнуть» всю транспортную милицию и заявил, что отставки еще продолжатся. Нургалиев уволил начальника ЛОВД в Домодедово и двух его заместителей. А министр транспорта Анатолий Левитин уволил четырех чиновников и вынес на рассмотрение вопрос об отставке директора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадия Курзенкова, который вскоре уволился по собственному желанию.

Ни виноватых, ни потерпевших

Но Генпрокуратура и Следственный комитет до сих пор не нашли непосредственных виновных, которые пропустили террориста в зал аэропорта. Более того, из этого уголовного дела исчезли имена потерпевших, которыми были признаны многие пострадавшие в ходе теракта и их родственники. Поэтому адвокаты одной из потерпевших подали в СК заявление о возбуждении уголовного дела против ответственных за обеспечение безопасности аэропорта.

«Аэропорт «Домодедово» - богатое предприятие с огромной прибылью. Мы не думаем, что это влияет на следственные органы и суд. Однако факты заставляют обратиться с жалобой в Басманный суд, которая подана, - пишет в заявлении адвокат Игорь Трунов. - Террористы беспрепятственно проникли на территорию Аэропорта «Домодедово», пронесли через входные терминалы на территорию аэропорта взрывное устройство состоявшее из 2-5 кг взрывчатого вещества».

Но это заявление руководство СК поручило рассматривать тому же следователю, который ведет основное дело по факту необеспечения безопасности в аэропорту. А уже через месяц официальный представитель СК Владимир Маркин сообщил о прекращении уголовного дела по факту необеспечения безопасности в Домодедово. «Следствием установлено, что система мер безопасности на объектах воздушного транспорта определена не была, - пояснил Маркин. - Требования Минтранса России по обеспечению транспортной безопасности были разработаны уже после совершенного теракта».

Однако позднее, в мае прошлого года руководство СК все же отменило постановление о прекращении уголовного дела, сроки следствия по нему были в итоге продлены. Но поскольку результатов нет до сих пор, адвокаты потерпевших подали уже заявление о возбуждении дела против следователя по особо важным делам 4 следственного отдела СУ СК России по ЦФО Дубинского С.В. и других. В заявлении указаны такие статьи Уголовного кодекса как «Незаконное освобождение от уголовной ответственности», «Укрывательство преступлений», «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы» и «Халатность».

«Как бывшего работника прокуратуры меня возмущает, что потерпевших исключили из дела, хотя в самой статье, по которой оно возбуждено, говорится о «причинении вреда и ущерба потерпевшим», - пояснил «Эксперт Online» адвокат Николай Максимов. – При такой статье не может не быть потерпевших. Там же люди погибли, а некоторые инвалидами остались».

В настоящее время вынесший приговор террористам Мосгорсуд постановил удовлетворить иски потерпевших на разные суммы - от 50 до 500 тысяч рублей (в общей сложности на 70 млн рублей).

«Но разве осужденный на пожизненный срок что-то будет выплачивать? А здесь люди могли бы реально получить с аэропорта компенсации, - говорит Николай Максимов. - Прекращая дело, они ссылались, что у сотрудников аэропорта на тот момент не были прописаны внутренние нормативы и прочее. Но извините, теперь я как пассажир должен летать и думать: а все ли в этом аэропорту прописано как надо? Все ли тут заняты тем, чем должны быть заняты?»

Впрочем, к самому аэропорту трудно предъявить претензии, поскольку по прежним правилам он мог нанимать для охраны частные предприятия, что и делал. В ходе проверки системы безопасности в сотрудники МВД насчитали до полутора десятков ЧОП, которым тут же предписали покинуть аэропорт. Так что в этом смысле требовать возмещения вреда от руководства аэропорта затруднительно. Другой вопрос, почему следствие упорно не желает искать ответственных среди частных охранников?

Теракт как повод для передела?


Завершая имущественную тему, нельзя не обратить внимание, что теракт по сути стал поводом и для разговоров о собственниках единственного частного в московскому авиаузле аэропорта. Руководство страны потребовало от прокуратуры и ФСБ установить конечных бенефициаров, мотивируя тем, что не понятно, с кого вообще спрашивать за качество управление стратегическим в объектом. И вскоре собственник нашелся - Дмитрий Каменщик, входящий по версии «Форбс» в топ-200 богатейших россиян (состояние оценивают в 1 млрд долларов). На прошлой неделе Каменщик раскрыл структуру собственности аэропорта, которым управляют пять оффшорных компаний, входящих в принадлежащий ему кипрский холдинг DME Ltd.

Ранее в СМИ регулярно циркулировали слухи о переговорах Каменщика со структурами «Роснефти» и «НОВАТЭК» о продаже аэропорта. В самом Домодедово информацию регулярно опровергали. Но зато на прошлой неделе в материалах для инвесторов DME Ltd. Было написано, что «существует риск неблагоприятных политических или регуляторных изменений, включая, но не ограничиваясь национализацией, экспроприацией без справедливой компенсации, терроризмом, войной или валютными ограничениями». В проспекте также сказано, что «любые сложности при реализации реформ или изменения в процессе реформ могут привести к ухудшению инвестклимата и негативно повлиять на коммерческую деятельность группы».

«Не знаю, насколько глубок в этом деле политический момент, но хронологические события очевидны, - пояснил «эксперт Online» адвокат-партнер юридического бюро DS Law Михаил Кюрджев. – Нельзя исключать, что и сам теракт и уголовное дело кто-то и хотел использовать для приобретения этого актива. Впрочем, интерес к активам Домодедово начал проявляться еще лет восемь назад, когда в поисках собственника уткнулись в оффшорные компании, владельцы которых себя не раскрывали. Поэтому решили проверять правильность оформления аренды под взлетными полосами и прочее. С одной стороны, у нас активно используют уголовные дела для давления на собственников, с другой стороны, мы видим, что никакого дела в отношении менеджмента аэропорта так и нет, и это тоже может о чем-то говорить».

Человеческий фактор

Конечно, аэропорту Домодедово пришлось пойти на значительные траты после теракта 2011 года. Как сообщили в пресс-службе Домодедово, с января 2011 года по настоящее время собственник инвестировал в авиационную и транспортную безопасность 764, 9 млн. руб. На эти средства расширили количество досмотровых каналов входных групп аэровокзального комплекса, все они были оснащены ультрасовременным оборудованием, позволяющим обеспечить досмотр 100% пассажиров и посетителей аэровокзала, а также ручной клади и багажа. Вдвое увеличен и штат кинологической службы Домодедово, патрулирующей совместно с сотрудниками транспортной полиции здание пассажирского терминала аэропорта и привокзальную площадь.

«Сотрудники службы безопасности аэропорта Домодедово ведут постоянное взаимодействие и обмен опытом с зарубежными специалистами – экспертами, - пояcнили «Эксперт-Online» в пресс-службе аэропорта. - Специалисты службы авиационной безопасности обучены технологиям профайлинга – владеют методами психологической оценки и прогнозирования поведения человека. Регулярное обучение и повышение квалификации позволяет специалистам аэропорта применять в своей работе самые актуальные и действенные методики».

В мониторинге Ространснадзора аэропорт в этом году Домодедово в штрафниках не значился. А ведомство после увольнения последнего руководителя проверяет аэропорты весьма активно, выявляя более 100 нарушений в месяц.

В том числе к административной ответственности было привлечено и руководство ОАО «Международный аэропорт Сочи». «В отношении компании «Международный аэропорт Сочи» применены меры административного воздействия в виде наложения штрафов за нарушение норм, правил и процедур по авиационной безопасности и за непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории аэропорта», – говорится в сообщении Ространснадзора.

К этому аэропорту сейчас приковано особое внимание. Террорист Доку Умаров не раз угрожал о намерении сорвать Олимпийские игры. Недавний теракт в Волгограде, где в автобусе с пассажирами сработало перевозимое террористкой взрывное устройство, тоже добавил повода вспомнить об этих угрозам. (Впрочем, сам международный террорист не взял на себя ответственности за этот теракт).

Власти сейчас всячески усиливают меры безопасности в Сочи: увеличивают количество патрульных на дорогах, возле олимпийских объектов и в местах массового скопления людей. Руководство ОАО «Международный аэропорт Сочи» тоже рапортует об усилении мер безопасности:
«Непосредственно к играм будет вдвое увеличено количество досмотровой техники и персонала. При этом к уже имеющимся сотрудникам службы авиационной безопасности и агентам по регистрации присоединятся около 900 их коллег из 9 аэропортов России, двух авиакомпаний, а также курсанты Санкт-Петербургского и Ульяновского училищ гражданской авиации. Соответствующие службы аэропорта, согласно законодательству, при обеспечении авиационной безопасности взаимодействуют с полицией и ФСБ. В рамках межведомственных учений ведомствами и аэропортовыми службами отрабатываются схемы взаимодействия при возникновении различных нештатных ситуаций», - говорится в пресс-релизе компании.

«Знаете, сколько не поставь контрольной техники, даже самой современной, все равно все зависит от людей, - пояснил «Эксперт Online» Юрий Пожидаев, генеральный директор компании «ТАСК-Т» (производство и продажа средств антитеррористической безопасности). – В наших аэропортах много есть и рентгеновских приборов, и прочего. Мы обслуживаем эту технику и видим, что приставленные к ней сотрудники не всегда бдительны. Я периодически инкогнито прохожу через металлоискатели с кучей мелочи и всяких железяк в кармане, а на меня ноль внимания. Все-таки на важных объектах повышенной опасности должны работать специально обученные люди».

Это пожалуй отчасти может объяснять, как мог террорист-смертник проскочить через охрану в Домодедово два года назад. Вряд ли все дело было только в несогласованности внутренних регламентов, как то считает СК. Гарантировать безопасность, а точнее минимизировать риск могут только профессионалы.

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вашингтон занервничал: Россия готова присоединиться к системе платежей Instex
      Европа включилась в борьбу с засильем американского доллара, помочь в этом ей может Москва
    2. Борцы за климат не остановятся ни перед чем
      Россия в Осаке на саммите «Большой двадцатки» пообещала ратифицировать Парижское соглашение по климату. Уклониться от этого было бы весьма сложно, истеричность западной климатической политики возрастает. Но уж если мы в этом театре абсурда окажемся, то нужно сделать все, чтобы быть там среди режиссеров, а не среди актеров. И выработать свою позицию по климатическому вопросу
    3. «Шок и трепет»: финансовые власти США готовят сюрприз
    Реклама