Не дорога, а тракт

5 ноября 2013, 11:08

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) может вырасти за 6 лет в несколько раз за счет проектов добычи углеводородов и иностранного транзита, а также расширения временных рамок навигации, - прогнозирует Министерство регионального развития в проекте программы развития российской Арктической зоны.

По итогам 2013 года объем перевозок ожидается на уровне лишь 4 миллионов тонн, а по базовому сценарию программы, размещенной на портале раскрытия информации о подготовке нормативных актов, к 2020 году показатель может вырасти до 28,8 миллиона тонн. Рост в первую очередь будет зависеть от темпов добычи минеральных ресурсов.

Как предполагает Минрегион, в 2020 году Россия сможет добывать в своей Арктической зоне 85 миллионов тонн нефти (против 68,4 в 2013-м) и 590 миллиардов кубометров газа (против 537 соответственно). В целом же, по данным геологической службы США, Россия располагает 41% от общих неразведанных запасов всей Арктики по нефти (с учетом газового конденсата) и около 70% по газу.

Как отмечает Минрегион, в последние годы Севморпуть стал развиваться и как транзитная магистраль за счет того, что доставка грузов по нему из Северной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на треть короче и на неделю быстрее, чем через Суэцкий канал и Индийский океан (в 2012 году транзитные перевозки по СМП составили 1,26 миллиона тонн). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тысяч км (через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч км).

Кроме того, в качестве "важного шага рассматривается постепенное расширение временных рамок полярной навигации, что нереализуемо без соответствующего развития основной инфраструктуры — портов, ледокольного и транспортного флота", отмечается в проекте программы.

"Общий грузопоток по трассам СМП при наложении всех благоприятных условий в перспективе предельно может составить до 75 миллионов тонн в год", — говорится в финансово-экономическом обосновании программы.

Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная комму­никация России в Арктике».

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. 

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.