10 января возобновил работу Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (ЦКК, расположен в пос. Селенгинск в Кабанском районе Республики Бурятия). В ноябре прошлого года крупнейшее предприятие региона было полностью остановлено из-за нестабильной работы содорегенерационного котла №3, а в конце декабря – сменило собственника. ЛПК «Континенталь менеджмент», входящая в структуру «Базового элемента» Олега Дерипаски, продала контрольный пакет ЦКК бурятской компании «Байл». Акции комбината ООО «Байл» выкупило у компании Bravelink Ltd., подписание документов прошло в конце декабря в правительстве РБ. По данным РИА «Новости», «Байл» стал собственником 66% акций ОАО «Селенгинский ЦКК», сумма и условия сделки не разглашаются. Гендиректором СЦКК назначена Лилия Деева, занимающая должность первого заместителя гендиректора ЗАО «Бурятская лесная компания». Этот лесоперерабатывающий холдинг принадлежит братьям Пруидзе и японской Mitsui (владеет 40-процентной долей); «Байл» – подконтрольная ему компания. БЛК взяла на себя долги комбината и пообещала восстановить его работу. Первые обещания уже выполнены – погашены долги по зарплате, заключены контракты на ритмичную поставку угля для городской ТЭС (принадлежит комбинату), возобновлено производство картона.
Небольшой по объемам производства Селенгинский ЦКК был введен в эксплуатацию в 1973 году, хотя строительство предприятия началось еще в 1959 году на площадке, где возводился целлюлозно-вискозный комбинат. Однако профиль будущего индустриального великана решено было изменить, сориентировав его на производство только тарного картона – в бассейне Байкала (Селенга – крупнейший приток озера) нужен был утилизатор отходов лесопиления и деревообработки. Комбинат строился так долго из-за сейсмичности зоны (до 9 баллов), что потребовало проведения огромных объемов земляных работ, а также экологических ограничений, внимание к которым возросло из-за другой большой стройки – Байкальского ЦБК. Предприятие стало градообразующим для пос. Селенгинск; как и в Байкальске, ТЭС комбината отапливает одновременно и город.
Мощность ЦКК изначально составляла 140 тыс. тонн тарного картона в год; варка велась в десяти котлах емкостью 140 кубометров каждый. Основу картонного производства составляет варка – в цеху выпускается 95 тыс. тонн сульфатной небеленой целлюлозы в год. В 1980-е был начат выпуск лакокрасочной продукции (олифы, канифоли, эмалей и т.п.), в 1990-е – налажено производство гофротары, ящиков, бумажных мешков и т.д. Комбинат располагает собственной железнодорожной веткой до Транссиба, лесозаготовительным цехом (обеспечивает более трети потребности производства в сырье, используя хвойные и лиственные леса Бурятии, Иркутской области и Забайкалья). С 1 августа 1990 года Селенгинский ЦКК прекратил сброс в Селенгу промышленных стоков, перейдя на систему замкнутого водооборота (Байкальский ЦБК сделал это лишь в 2008 году, впрочем, безуспешно).
Все 1990-е и 2000-е комбинат успешно работал, годовая выручка от реализации продукции только в 2011-2012 годах превышала 2 млрд рублей. Однако в текущем году ЦКК неожиданно оказался в кризисе. В чем причина?
Во-первых, небольшие объемы производства вкупе с отдаленным географическим положением не позволяли комбинату генерировать большой объем прибыли, что отражалось на темпах модернизации оборудования. Под некоторые проекты реконструкции были набраны кредиты – сегодня комбинат должен банкам в общей сложности более 850 млн рублей (при общей кредиторской задолженности в более чем 1,5 млрд рублей). При этом программу технического перевооружения, которая была утверждена руководством комбината в 2011 году, полностью реализовать все равно не удалось. В 2011-2012 годы ЦКК вложился в обновление картоноделательной машины, модернизировав сеточный стол, пароконденсатную систему и систему управления качеством. А вот на ремонт содорегенерационных котлов кредиты взять не удалось. «Несмотря на все усилия руководства, комбинату не удалось привлечь проектное финансирование на модернизацию котлов, которая требует значительных инвестиций и не может быть профинансирована за счет собственных средств комбината. Банки в принципе довольно неохотно кредитуют предприятия целлюлозно-бумажной промышленности из-за их недостаточной маржинальности и ликвидности залогов. Кроме того, Республика Бурятия не является регионом присутствия для крупных банков, куда обращался комбинат», – заявили «Эксперт Online» в ЛПК «Континенталь менеджмент». Между тем нестабильная работа котла №3 вынуждала руководство предприятия в течение прошлого года постоянно останавливать производство. «Это обернулось ростом затрат и, как следствие, снижением объемов производства и падением выручки. В свою очередь, это привело к возникновению задолженности перед поставщиками и отказу банков рефинансировать кредиты», – заявили в компании. В конце ноября руководство ЦКК обратилось в правительство РБ с просьбой предоставить госгарантии для получения проектного финансирования на реконструкцию содорегенерационных котлов, а также отсрочку по уплате налогов до момента завершения проекта.
Во-вторых, ЦКК, как и схожий с ним комбинат в Байкальске, нес на себе бремя градообразующего предприятия – для 15-тысячного Селенгинска. Убытки предприятия только по производству тепла за 2011-2013 годы превысили 100 млн рублей: тариф для жителей в среднем составлял 409,99 руб./Гкал, что в два раза ниже себестоимости. В должниках – муниципальная компания ЖКХ, через сети которой и поставляется тепло (за минувший год долг превысил 18 млн рублей). При этом с 1 января 2012 года отопление поселка велось без договора, действие которого было прекращено ЖКХ п. Селенгинск в одностороннем порядке. Несмотря на все сложности, осенью прошлого года ЦКК был вынужден провести масштабные работы по подготовке ТЭС комбината, которая отапливает поселок, к зиме. На это ушло около 100 млн рублей (был заменен ствол дымовой трубы и отремонтирована крыша ТЭС, а также начат ремонт котлоагрегатов). Комбинат просил у бурятских властей софинансирования проекта реконструкции золошлакошламоотстойника ТЭС.
Примечательно, что массовых сокращений персонала на комбинате все это время не проводилось: в 2013 году было уволено всего 88 человек (из общей численности в 1,7 тыс.). Однако в ноябре, когда производство было окончательно остановлено, Селенгинск оказался на грани социальной катастрофы – работники комбината, оставшиеся без работы, проводили митинги протеста и требовали погашения долгов по зарплате. В декабре в городе чуть не был введен режим ЧС: из-за долгов комбината поставщик угля (компания «Востсибуглесбыт», входит в холдинг «Востсибуголь», подконтрольный «Иркутскэнерго») приостановил следование маршрутов, из-за чего на ТЭС возникла угроза недостатка топлива – его оставалось на несколько дней. Журналист из Бурятии рассказал о чрезвычайном положении на пресс-конференции президенту Владимиру Путину, в итоге «заморозки» города не случилось.
В середине декабря ЦКК сообщил о том, что достиг договоренности о планомерной и постоянной отгрузке угля в долг в течение всего отопительного сезона 2013-2014 годов. «Нормальное прохождение предыдущего отопительного сезона было также обеспечено за счет поставок угля в долг, объем которых составил около 120 млн рублей. В текущем сезоне для отопления поселка комбинату потребуется приобрести в долг уголь на сумму 125 млн рублей», – отмечалось в релизе СЦКК. Согласно графику поставок, согласованному с поставщиком, маршруты с углем по 3 тыс. тонн будут прибывать раз в три дня, им будет обеспечено безостановочное следование по железной дороге и кратчайшая разгрузка.
На этом фоне у ЦКК и сменился собственник. Гендиректор БЛК Евгений Пруидзе уже заявил, что на первом этапе главными задачами ООО «Байл» станут погашение долгов по зарплате перед работниками (около 47 млн рублей) и перед ООО «Востсибуглесбыт» за поставленный уголь (общий долг превышает 130 млн рублей). После того как социальная напряженность в Селенгинске будет окончательно снята, БЛК проведет масштабный аудит предприятия и начнет переговоры с банками и поставщиками угля, леса, химикатов и т.д. о реструктуризации 1,5-миллиардного долгового портфеля. По словам Пруидзе, новые собственники не ставят себе задачу получения дивидендов в ближайшие пять лет. Главное для них – развивать производство. Министр промышленности и торговли Бурятии Александр Гребенщиков уже заявил, что кроме административной поддержки правительство РБ готово предоставить Селенгинскому ЦКК налоговые преференции в пределах полномочий республики – части налогов на имущество, на землю, на прибыль.
Перспективы у предприятия есть, хотя производство картона в России и сокращается (2,9 млн тонн в 2012 году, по данным Lesprom Network). Тем не менее спрос на картон в стране растет, к тому же под боком у ЦКК огромный китайский рынок. Так что у завода при должном уходе и инвестициях должны быть перспективы. Небольшая производственная мощность хороша именно для регионального холдинга, каким и является БЛК (в прошлом году японская Mitsui вложила в покупку 40% акций компании около 1 млрд рублей). «Сейчас самая благоприятная ситуация, чтобы восстановить и развивать комбинат, развивать есть что», – заявил первый заместитель генерального директора Селенгинского ЦКК Алексей Паньшин.
По оценке Евгения Пруидзе, модернизация комбината займет не менее пяти лет. «Основное оборудование и здания требуют капитального ремонта и обновления. Точечная модернизация производства, проводимая в последние годы, не может изменить технологический процесс оборудования, выпущенного в 70-е годы прошлого столетия. Начиная с главного – картоноделательной машины – необходимо модернизировать содорегенерационные котлы и оборудование теплоэлектростанции», – отмечалось по этому поводу в сообщении правительства Бурятии.
Для «Базэла» же продажа Селенгинского ЦКК – это избавление от очередной головной боли. В 2009 году «Континенталь менеджмент» вышла из капитала Байкальского ЦБК, а в июле прошлого года закрыла Кондровскую бумажную компанию в Калужской области (выпускала картон) «из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры». Теперь под управлением холдинга остаются Троицкая бумажная фабрика (Калужская область), Енисейский ЦБК (Красноярск) и Омская фабрика гофротары (Омск). «Селенгинский ЦКК не имел производственных связей с другими лесопромышленными предприятиями ЛПК "Континенталь менеджмент", что не позволяло добиваться синергетического эффекта. Помимо этого, комбинат находился в удаленном регионе, что существенно затрудняло управление им», – привели в компании причины продажи.