Галина Ширшина: «Я просто создаю проект «Администрация города Петрозаводска»

Ольга Вандышева
5 апреля 2014, 15:50

Галина Ширшина в интервью «Эксперт Online» рассказала о том, как она выстраивает работу на посту градоначальника, какие проблемы ей приходится решать и какие планы строит на будущее

Победа на выборах мэра Петрозаводска 34-летней Галины Ширшиной - один из главных сюрпризов прошлогодней избирательной кампании в России. Молодая самовыдвиженка, поддержанная оппозиционной партией «Яблоко», не обладая ни опытом работы во власти, ни административным ресурсом убедительно обошла действующего градоначальника – кандидата от «Единой России». Вступив в должность, первая в истории Петрозаводска женщина-мэр продолжила удивлять горожан. Она сразу же отменила собственную инаугурацию и новогодний корпоратив в мэрии, сославшись на то, что это ненужная трата времени и денег. Вместо этого Ширшина стала еженедельно – с помощью видеотчетов на сайте администрации – отчитываться перед горожанами о проделанной работе, в которую погрузилась с первого же дня после выборов. Сегодня, когда мэру Петрозаводска говорят, что она пытается изменить систему, она мягко возражает: «Я - не революционер», но при этом продолжает твердо и уверенно ломать стереотипы. О том, как глава столицы Карелии выстраивает свою работу, с какими трудностями сталкивается и какие планы строит на будущее, Галина Ширшина рассказывает в интервью «Эксперт Оnline».

Мэр в первую очередь должен заниматься дорогами, помойками и канализациями


- Галина Игоревна, вы работаете на посту мэра более полугода. Достаточный период для того, чтобы изучить «болевые точки» города. Какие основные задачи и проблемы Петрозаводска вам пришлось решать в первую очередь?

- В первую очередь это хозяйственные вопросы. Все то, о чем я говорила в рамках предвыборной кампании. Я вообще считаю, что мэр – прежде всего, хозяйственник. Он должен заниматься помойками, дорогами, канализациями и т.д. Это не значит, что глава города не должен вникать в проблемы образования и социалки. Но хозяйственные дела – первоочередные. Основная же проблема, на мой взгляд, это объединение всех здравомыслящих, любящих город людей с целью его развития. Пока мы все – чиновники, молодежь, бизнесмены, представители общественных организаций вроде бы и на одно дело работаем, но как-то разрозненно. Поэтому моя основная задача – консолидировать все силы. Чтобы все понимали: раз ты живешь в Петрозаводске, значит, ты ему изначально должен, так как город создает условия для существования и развития.

- С какими трудностями вы столкнулись, став градоначальником? Как Вы их преодолеваете? Насколько успешно?

- Основная трудность, которая вызывает у меня негатив, связана с тем, что я не всегда получаю от своих коллег варианты решения той или иной проблемы. Например, мы не можем выселить застройщика с территории, которую он незаконно занимает. Не получается по какой-то причине. Выстраиваем отношения с правоохранительными органами, судами. Но все происходит ужасно медленно и долго.

- Неповоротливый бюрократический механизм?

- К сожалению, да. Чиновники выстраивают свои механизмы защиты. Нередко письмо или документ не только формальны, в них нет никаких рекомендаций по выходу из сложившейся ситуации. К сожалению, за прошедшие месяцы я пока не смогла понять, как эту проблему решить.

- В начале своего руководства городом вы пообещали сформировать при основных структурах власти Общественные советы. Чтобы граждане активнее участвовали в управлении городским хозяйством. Как продвигается работа в этом направлении?

- Я очень серьезно отношусь к этой теме. Мне очень важно, чтобы у нас работали не просто общественные советы, а общественно-экспертные советы, в которые входили бы настоящие специалисты по разным направлениям. Сейчас у нас успешно работает Общественный совет по малому и среднему бизнесу, создан экспертный совет при главе администрации города. Правда, вокруг этой темы возникают политические инсинуации, потому что возглавила совет Эмилия Слабунова, член партии «Яблоко» (экс-кандидат в мэры Петрозаводска, снятая с выборов – «Эксперт Online»). Но я клянусь вам, что ни в коей мере этот факт при ее назначении не учитывался. Слабунова просто великолепный специалист в области образования. Таких у нас больше нет. Кроме того, мне важно, чтобы в совет входили не просто специалисты, а люди, разделяющие мои ценности и готовые высказать замечания и конструктивные предложения, и которых я считаю авторитетами в той или иной области. Мое образование и кандидатская степень позволяют мне это оценить. При этом меня совершенно не интересует, кто какие партии представляет. Кстати, наши депутаты предлагали, чтобы в этом совете были представители всех партий. Но это вообще ерунда. Потому что суть другая. Никакой политики. Абсолютно. А тот факт, что я сама беспартийная, позволяет мне выстраивать равные отношения и с ЛДПР, и с коммунистами, и с «Единой Россией», и с остальными партиями. Я готова сотрудничать со всеми, кто работает на развитие города. Это моя принципиальная позиция.

Основная «яма» бюджета – неэффективное использование имущества и земли

- Одна из основных проблем, которая стоит перед мэрами, а также губернаторами - формирование бюджета. Вы тоже сразу после выборов оценили бюджет Петрозаводска как напряженный и отметили, что надо искать источники его пополнения. Удалось ли вам найти дополнительные резервы и выработать рецепт по увеличению городской казны?

- На сегодня я четко убеждена, что основная «яма» бюджета складывается из-за того, что мы не эффективно используем имущество и земли, которые находятся в собственности муниципалитета. Любой кусок этой собственности должен приносить деньги. Либо он должен быть продан с аукциона по значимой, настоящей цене, либо, если это аренда, должна быть обеспечена своевременная оплата. Сейчас мы проводим ревизию земельных участков Петрозаводска. Отменили муниципальный контракт по оценке имущества. Потому что считаем, что организация, которая этим занималась, цифры брала непонятно откуда. На выходе - просто копейки. Несколько сделок будем оспаривать. Надеемся, суд признает нашу правоту, что имущество не может стоить таких денег, за которые оно было продано. Также для меня очень важен вопрос, касающийся налога на доходы физических лиц. Потому что это основной ручеек в бюджет. Я возглавила комиссию по мобилизации налоговых поступлений. На ее заседания мы приглашаем бизнесменов, представителей предприятий, которые имеют задолженности по выплате НДФЛ и у которых заработная плата ниже уровня, обозначенного в постановлении республики Карелия.

- Налоговая политика в России, как известно, слишком централизована. А если бы у вас была такая возможность, как бы перераспределили налоги федерального, регионального и муниципального уровней?

- Я пока не рискну давать оценки в этой области. Но меня очень беспокоит проблема содержания дорог. У нас в Петрозаводске они, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Да, мы работаем над их улучшением. С правительством республики выстраиваем диалог. В этом году запланировано 200 млн. рублей. Несмотря на то, что ситуация в республиканском бюджете сложная, надеюсь, что эти средства мы получим. Всего же муниципальный дорожный фонд Петрозаводска составляет 680 млн. рублей, так что 480 млн. – это городские средства. При этом все штрафы за нарушения ПДД уходят в федеральный бюджет. Мы, конечно, понимаем, что с федерального уровня приходят средства на финансирование некоторых направлений работ. Но все равно такое положение дел нелогично. Потому что дороги – ответственность муниципалитета. Мы тратим средства на разметку, на установку знаков, на ямочные ремонты, которые меня очень раздражают. Но я понимаю, что от этого не уйти. Сейчас мы будем выделять средства на эти нужды. Потому что после зимы есть огромные проблемы. У нас есть административная комиссия, мы много работаем с ГИБДД. Казалось бы, чем больше штрафов, тем больше у муниципалитета должно быть денег, чтобы решить проблему. А штрафы уходят в Москву.
Еще есть федеральные законы, согласно которым через несколько лет после аренды помещения и при соблюдении определенных условий, установленных законом, арендатор может забрать помещение в собственность. И мы не можем людям отказать, так как это федеральный закон. Но из-за этого у нас имущество тает на глазах. Мы, конечно, стараемся оспаривать какие-то сделки. Но глобально решить проблему не можем. Поэтому есть смысл убирать некоторые муниципальные предприятия, чтобы их не потерять. Иначе есть опасность, что все наше имущество будет передано в частную собственность. Это очень большая стратегическая опасность. Ну ладно, на мой век хватит. А дальше что? Мы же должны жить не только сегодняшним днем.

Глядя на свой рабочий стол, я вспоминаю Грефа

 

- Как говорят в вашем аппарате, у вас достаточно напряженный рабочий график. Успеваете ли вы отслеживать новости, которые происходят в других регионах. Насколько проблемы Петрозаводска, на ваш взгляд, типичны для городов, которые также являются административными округами?

- Я считаю, что я нормально работаю. Поначалу иногда приходила и в 7 утра, так как надо было быстро адаптироваться. А сейчас выезжаю из дома без 15 8. Живу я недалеко, поэтому через 10 минут уже на рабочем месте. Сначала слушаю отчеты единой диспетчерской службы, смотрю их письменные отчеты, работаю с документами. На это уходит час. Потом встречи, совещания, поездки по городу. Вечером заканчиваю где-то также в 8. За опытом коллег, честно говоря, возможности следить нет. Но иногда просматриваю публикации в журналах, в которых описывается опыт муниципальных образований. Судя по ним, проблемы у нас достаточно типичные. Хотя однажды меня заинтересовала статья об одном городке в центре России, где дороги как в Европе. Читаю дальше – а там 95% бюджета на ремонты дорог выделяет область, и только 5% - муниципалитет. Вот и вся разница! У нас достаточно сложная ситуация. Я сочувствую нашему правительству. Не снимая ответственности с муниципалитета, нужно думать, каким образом максимально правильно может использовать республика потенциал города для своего развития. У нас ведь проживает более 40 % жителей всей Карелии (из 600 тыс. на Петрозаводск приходится 268 тыс.).

- В минувшем году администрация президента проводила специальные семинары для руководителей регионов и мэров. Насколько это мероприятие было полезно? Услышали ли вы для себя что-то новое? На какие рекомендации обратили внимание?

- Очень хороший был обмен опытом. Для меня как для вновь пришедшего мэра это было очень интересно. Особенно запомнилось выступление Грефа. Он рассказывал об эффективности труда, о ненужности мелких дел, которые отвлекают внимание от стратегической цели. Честно скажу, не все его рекомендации я могу применить, потому что они достаточно жесткие. Вот он, например, говорил о том, что рабочий стол должен быть в идеальном порядке. У меня это никак не получается. Глядя на свой рабочий стол, я всегда вспоминаю Грефа. Было много и других интересных выступлений. По поводу того, что такое столичный город, как нужно выстраивать отношения с общественностью, звучали примеры открытости и близости муниципалитета к населению. После семинара мы сразу стали делать «горячую линию» по телефону. Потому что надо как можно больше общаться с горожанами. А в рамках личного приема удовлетворить все потребности людей в общении не получается. Человек на приеме часто начинает размываться, говорит много лишнего, тяжело формулирует главную мысль и обижается, что ты торопишься, потому что в коридоре сидит еще 15 человек. Пока «горячую линию» я провожу раз в два месяца. Чаще не получается. Раз в месяц прием по личным вопросам. Замы мои тоже проводят регулярные встречи с населением. Но жителям хочется мэра. Поэтому когда я посещаю какие-то объекты в городе, тоже стараюсь разговаривать с людьми.

Я привыкла во все вникать сама

 

- Есть ли у вас какие-то идеи по реформированию местного самоуправления, которое еще в послании Федеральному собранию объявил Владимир Путин?

- По этому поводу у меня мыслей нет. Меня больше интересуют конкретные вопросы: штрафы, законы, что может сделать государство, чтобы создать условия, чтобы муниципалитеты были сильнее. Потому что через муниципалитет строится отношение ко всей власти. А если муниципалитет сильный, если у него есть ресурсы и возможности для эффективной работы, то государству только «плюс».

- Как вы считаете, должны ли главы муниципалитетов по всей стране иметь равные права? Сейчас ведь здесь единообразия нет. Где-то мэры самостоятельны. А где-то нет. Скажем, в Екатеринбурге, победивший на выборах мэр исполняет в основном представительские функции. А финансами распоряжается сити-менеджер, которого выбрали два десятка депутатов. Как вы оцениваете такую схему?

- Лично я не смогла бы быть главой города без реальных полномочий. Я привыкла вникать во все сама. Мы даже внесли изменения в Устав города и убрали должность первого зама. Это не политический ход, а административно-хозяйственный. Мне надо, чтобы мои подчиненные работали со мной. Общаясь с населением, я могу сказать, что люди от меня ждут и представительских функций, и реальных хозяйственных дел. Разделять функции для нашего маленького города было бы неправильно. За все должен отвечать мэр. В апреле у нас традиционные отчеты перед населением. В том числе перед депутатами горсовета, перед женским форумом и перед учениками 10-11 классов. Я хочу, чтобы они знали о перспективах развития Петрозаводска и вернулись на родину, даже если уедут учиться в другие города.

- В России широко распространена порочная практика, когда губернатор региона и мэр столичного города конфликтуют между собой и как бы перетягивают канат административного ресурса. Город, которым управляете вы, тоже столица субъекта. Как складываются ваши отношения с главой Карелии Александром Худилайненом?

- Конфликта нет. В этом не заинтересована ни республика, ни город. На заседании правительства республики Карелии я высказываю свое мнение по любому вопросу. Мы выстраиваем доброжелательные и деловые отношения со всеми ведомствами. Хотелось бы только, чтобы было более эффективное взаимодействие с губернатором. Кстати, мне тут однажды сказали, что я пытаюсь изменить систему. Но это не так. Во-первых, я - не революционерка. Мне революции нигде не надо. Ни в личной жизни, ни в работе. Наблюдая за тем, что происходит на Украине, понимаешь: «лишь бы такого не было». Во-вторых, я действительно не ощущаю, что я что-то меняю. Я просто создаю проект «Администрация города Петрозаводска», который должен эффективно работать на жителя города. Я пытаюсь встроиться в систему, которая существует, и улучшить ее. Если вижу, что она не работает, меняю. Только так. Но глобальных революционных задач, на которые уходит много энергии и сил, не ставлю. Мне этим заниматься некогда. И всех своих коллег настраиваю работать без конфликтов.

Свою команду я подбираю не только по профессионализму, но и по личным качествам

 

- Став мэром, вы отметились несколькими нестандартными инициативами. Отменили инаугурацию, отказались от новогоднего приема в мэрии. Причем еще до того, как президент заявил о том, что корпоративы надо проводить за счет сотрудников. Эти решения наверняка нашли поддержку в народе. А не звучали ли в ваш адрес обвинения, что вы занимаетесь популизмом?

- Возможно, кто-то, кто недоволен тем, что я работаю мэром, так и говорил. Но эти решения продиктованы не созданием положительного имиджа, а здравым смыслом. К тому же я не люблю пафосных вещей. Надо работать, а не красоваться. Плюс желание сохранить любые деньги. У нас очень много проблем, которые требуют финансового участия. Меня вообще тема наполнения бюджета волнует глобально. Я сейчас продумываю тактику в этом направлении, что должно вылиться в какой-то документ, который станет руководством к действию для всех чиновников. Он будет касаться и работы с малым бизнесом, и мобилизации налоговых поступлений, и экономия средств.

- Еще одна ваша нестандартная новация – еженедельные 10-минутные видеоотчеты перед горожанами, которые выкладываются на сайт администрации Петрозаводска. Как у вас родилась такая идея?

- Эта идея не моя. Она принадлежит Слабуновой Эмилии Эдгардовне, в команде которой я шла. Именно она во время избирательной кампании сказала, что мэр должен каждую неделю отчитываться перед горожанами о своей работе. Мне эта идея очень понравилась. И людям, как я понимаю, она тоже нравится. Видеоотчеты позволяют из первых уст узнать о том, что конкретно делает мэр. Кстати, иногда, услышав какую-то информацию, искажающую реальность, я делаю заметочку, что в видеоотчете надо дать людям достоверную, объективную информацию. Вообще я стараюсь не использовать оценки. Но иногда оцениваю те или иные события, чтобы показать свою позицию по тому или иному вопросу. Мне кажется, это хорошая форма работы. Плюс она позволяет экономить время и средства.

- В сформированной вами команде на ответственных должностях довольно много женщин. Следует ли считать, что вы проводите сбалансированную кадровую политику с учетом гендерных принципов?

- Нет, я не придерживаюсь никаких гендерных принципов. Меня интересуют только профессиональный уровень человека и его личностные особенности в плане жизненных принципов. Согласуются ли они с принципами, которые я пытаюсь внедрять. Человек может быть очень высокого профессионального уровня, но если в плане смыслов жизни мы расходимся, эффективно работать невозможно. Поэтому я подбираю команду не только по профессионализму и опыту, но и по личным качествам и принципам, которые для меня являются важными. Это отношение к городу, желание сделать благо для жителей, поступать порой в ущерб личных интересов. Важно также отсутствие бизнеса, чтобы не было недоразумений. Пока те женщины, которых я пригласила в свою команду, оправдывают мои ожидания. Мужчины, кстати, тоже меня в хорошем смысле удивляют.

Людям, которые приходят ко мне в кабинет, без разницы, мужчина я или женщина

 

- В России женщин на высоких позициях в управляющем классе очень мало, женщин-мэров - единицы. Помогает ли вам то обстоятельство, что вы женщина, в работе? Используете ли вы «женские чары»?

- Я девушка молодая и мне нравится общаться с людьми. Я открыта, я улыбаюсь. С этой точки зрения я, наверное, проявляю чисто женские черты характера. Потому что мужчины по темпераменту более скрытные. Но я это использую несознательно. Я такая какая есть. Вообще я считаю, что человек должен быть искренним. Тогда он не будет болеть. Потому что когда мы что-то изображаем, пытаемся нацепить на себя какую-то маску, мы тратим на это много энергии. Я – за непосредственность. Конечно, в рамках приличий. Иногда мне говорят: «вы как женщина меня должны понять». Но чаще всего людям, которые приходят ко мне в кабинет, совершенно без разницы, мужчина я или женщина. Для них главное, чтобы была решена проблема, которая их беспокоит.

- Могли бы вы охарактеризовать ваш стиль управления? Авторитаризм, демократия, «мягкая сила…?

- Все зависит от ситуации. Если она требует проявления жесткости, я веду себя жестко. Если нужен демократический подход, я стараюсь выяснить мнения всех сторон и принять компромиссное решение. Есть ситуации, когда я стараюсь делегировать решение своим замам, понимая, что это их сфера компетенции. Они должны принять ответственность на себя. И я соглашаюсь с их решениями. Это попустительский стиль, либеральный. То есть в целом у меня гибкий стиль управления.

- Ваша победа на выборах удивила очень многих в стране, а некоторых даже шокировала. Как вы думаете, почему петрозаводчане выбрали вас, самовыдвиженку, которую поддержала оппозиционная, либеральной партии «Яблоко»?

- Думаю, здесь несколько факторов сыграли роль. Во-первых, была очень грамотно организована работа команды на выборах. Обучением агитаторов, по сути дела, занималась я сама. У нас были и молодые люди от 18 лет, и пенсионеры из разных общественных организаций. Второй фактор - несмотря на то, что я, как говорят, была «темной лошадкой», к своим 34 годам я умудрилась поработать с большим количеством и разными группами людей. Как психолог, как педагог. Я работала во многих сферах – студенческая среда, преподавательская, рекламное сообщество, политические, бизнес-структуры. Сказать, что у меня не было электората, не правильно. Мой спящий электорат пробудился. Есть еще третий фактор. Не хочу никого обидеть, я должна быть максимально толерантна, но это усталость населения…

- От кандидатов партии власти?

- Типа того. И от некоторой безысходности. Я не хочу сказать, что предыдущая власть ничего не делала. Но она была закрытой и отделенной от населения. Люди не понимали, что делает власть. Кстати, видеоотчеты работают на решение этой проблемы. Мы вот недавно обсуждали тему дорог. И на эту встречу с чиновниками я пригласила руководителей двух серьезных общественных организаций. Одна – автолюбители. Другая – общество за ровные дороги. Это очень сильные общественники. Зачем я их привлекла? Денег от них не добудешь. Но я понимаю, что диалог общества и власти должен быть. Это единственное, что нас спасет.

СПРАВКА

Галина Игоревна Ширшина родилась 12 мая 1979 года в селе Алакуртти Мурманской области семья переехала в Петрозаводск. Окончила Карельский государственный педагогический университет (КГПУ) по специальности «практический психолог». В 1998 году начала работать в студенческом профсоюзе университета, а в 1999 году, будучи на третьем курсе, возглавила профсоюз, которым руководила пять лет.

В 2001 году начала трудовую деятельность в качестве ассистента межфакультетской кафедры психологии КГПУ. В 2003 году прошла по конкурсу на должность старшего преподавателя межфакультетской кафедры психологии.

В 2004 году, будучи председателем студенческого профсоюза, стала лауреатом проводившегося в Сочи всероссийского конкурса профсоюзных лидеров вузов России «Студенческий лидер». В КГПУ принимала участие в создании психологической службы вуза, которую и возглавила.

С 2004 года участвовала в политических проектах республиканского отделения партии «Яблоко», во время избирательных кампаний проводила психологические тренинги в избирательных штабах.

В 2005 году назначена руководителем отдела по работе со студентами КГПУ, параллельно (с 2006 года) руководила курсовыми проектами на факультете технологии и предпринимательства и на факультете иностранных языков.

В 2007 году, после обучения в заочной аспирантуре на кафедре психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Психология развития. Акмеология». Тема диссертационного исследования «Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза. Кандидат психологических наук.

В 2010 году назначена заведующей кафедрой педагогической психологии Карельской государственной педагогической академии.

В 2013 году возглавила Издательский дом «Губерния» в Петрозаводске. На состоявшихся 8 сентября 2013 года выборах главы Петрозаводского городского округа получила 41,9% голосов, опередив действующего градоначальника, единоросса Николая Левина, получившего 28,9 % голосов. Некоторые политологи считают победу кандидата-самовыдвиженца Галины Ширшиной следствием высокого антирейтинга Левина, вызванного в том числе неопределённой позицией со стороны главы республики Александра Худилайненаи традиционно оппозиционными настроениями петрозаводских избирателей.