Международный энергорегулятор должен остановить нефтегазовые войны

Москва, 15.05.2014
Международная структура регулирования нефтегазового рынка будет полезна всем потребителям и поставщикам, но ее создание маловероятно в нынешних политических условиях из-за ситуации на Украине. К тому же в случае появления «энергетического арбитража» от России потребуют поступиться и своими базовыми интересами в нефтегазовой отрасли.

Фото: ИТАР-ТАСС

На Международном энергетическом форуме в Москве министр энергетики России Александр Новак предложил создать международную институциональную структуру для регулирования рынка энергоресурсов. На его взгляд этот международный орган должен кроме прочего прогнозировать ситуацию на мировых рынках энергии для выявления негативных тенденций.

«Возросла необходимость создания адекватной международной институциональной структуры, которая будет решать вопросы международного сотрудничества, формируя комплекс инструментов регулирования рынка энергоресурсов», — заявил Александр Новак.

Одним из таких инструментов он назвал решение спорных вопросов по исполнению контрактов, имея в виду нынешнюю ситуацию с неплатежами Украины за российский газ.

«Одним из надежных факторов обеспечения надежности поставок является добросовестное выполнение контрактных обязательств, в частности, своевременный расчет за поставленные энергоресурсы, - говорит Александр Новак. - К сожалению, практика последних месяцев показывает, что это не всегда соблюдается, что приводит к серьезным рискам и создает угрозу безопасному надежному снабжению потребителей».

Долги Украины за российский газ достигли 3,5 миллиарда долларов, в связи с чем «Газпром» перешел на авансовую систему платежей. В июне Украина получит столько газа, сколько оплатит. В связи с этим в Европе уже обеспокоились тем, что Украина начнет забирать транспортируемый по ее территории газ для Европы, как это уже было в 2009 году. По мнению Александра Новака, новая международная структура помогла бы избежать таких рисков. По сути речь идет о некоем международном арбитраже.

«Идея замечательная, поскольку в международном арбитражном суде разбирательства по нефтегазовым контрактам длятся годами, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. – В то время как такие вопросы требуется решать безотлагательно, поскольку речь идет об энергетической безопасности стран».

Сейчас в Европе да и в мире нет единой структуры регулирования энергетического рынка. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) объединяет несколько стран, главным образом из Южной Америки и Ближнего Востока. Но ОПЕК действует скорее как картель и не предусматривает защиту интересов потребителей энергии. В Европе тоже нет единого регулятора. Его функции выполняет энергокомиссия при Евросоюзе, которая стоит на страже интересов европейских потребителей энергии.

«Мы в раках межпарламентской группы Россия-Евросоюз обсуждали недавно создание единой структуры для регулирования совместных долгосрочных контрактов в том числе для перехода от них к спотовому, краткосрочному определению цены и курирования совместных проектов в области энергетики, - пояснил «Эксперт Onlne» председатель комитета по энергетике Государственной думы Иван Грачев. – Проблема в том, что Европарламент бесправен, не имеет права законодательной инициативы, может только рекомендации давать. Поэтому идея дальше переговоров между депутатами не продвинулась».

Идею консолидации энергетического комплекса с Европой несколько лет назад высказал Владимир Путин, будучи премьер-министром.

«Буквально стучится в двери идея о создании единого энергокомплекса Европы. Последние годы тема взаимодействия России и Европейского союза в сфере энергетики привлекала к себе повышенное внимание и - прямо скажем - была излишне политизирована. Вплоть до того, что России приписывали намерение использовать поставки нефти и газа для решения каких-то политических задач. Что, конечно, не имело никакого отношения к действительности… - говорил Владимир Путин. - Главное, нам надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга. Чего не скажешь о логике "Третьего энергопакета". При всех благих намерениях он порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы. Подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты. В результате через несколько лет вместо конкурентного рынка мы можем получить обветшавшую инфраструктуру, дефицит энергоресурсов, а значит - и высокие цены для европейских потребителей».

«Третий энергопакет» был принят Евросоюзом в 2009 году. На его основании было создано Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики (ACER). «Третий энергопакет» предполагает разделение функций управления газопроводами при транспортировке от бизнеса, связанного с добычей и поставками природного газа. В то же время «Газпром», владея наряду с нефтегазовыми месторождениями и газотранспортной системой, никак не вписывается в условия «Третьего энергопакета».

«В случае переговоров о создании такого международного энергорегулятора от России могут сразу же потребовать исполнения требований «Третьего энергопакета», - считает Сергей Чижов, президент Российского газового союза. То есть «Газпрому» придется расстаться с экспортной трубой, против чего категорически выступает Россия. Но создание такого регулятора могло бы помочь в решении многих энергетических конфликтов. Например, когда Турция выступала против разведки и добычи нефти и газа вблизи Кипра или проблемы израильского газа – до сих пор идут споры, чей он. Но поскольку в нынешней политической ситуации, когда Европа и США выступают с санкциями против России, создать такой международный орган будет невозможно. Поэтому, думаю, более реально было бы создать подобную структуру при ОПЕК».

Энергетическая стратегия Евросоюза предусматривает усиление внешней политики в сфере энергетики. В частности, Европа стремится привести существующие договоры с партнерами к правилам внутреннего рынка, позиционировать Брюссель в качестве глобального лидера в сфере энергетической безопасности. Поэтому при любом удобном случае от России требуют в том числе придерживаться правил «Третьего энергопакета».

«Третий энергопакет» для нас неприемлем, он сдерживает инвестиции, в Европе никто не берется строить трубу отдельно от добычи, поскольку это не создает гарантий, - считает Иван Грачев. – По модели третьего энергопакета у нас реформировали электроэнергетичеку, чем привели ее к упадку и получили завышенные цены. Поэтому при создании международной структуры острые вопросы вокруг третьего энергопакета вновь обострятся». 

Сейчас в мире действует ряд международных соглашений в энергетической сфере. Наиболее известным является Договор к Энергетической Хартии от 1991 года (ДЭХ), членами которого являются 51 страна Европы и Азии. Но Россия не является участницей этого соглашения, хотя в долгие годы на нее оказывается политическое давление по его ратификации. ДЭХ и Транзитный протокол к нему обязывают стран – участниц обеспечивать свободный доступ к национальной системе трубопроводов и осуществлять транспортировку энергоносителей, принадлежащих третьим странам, по внутреннему транзитному тарифу. При этом, европейские трубопроводы оказались предусмотрительно выведены из-под действия Транзитного протокола. Таким образом, участие России в ДЭХ привело бы к ограничению ее национального суверенитета в энергетической сфере и к односторонним потерям прибыли национальных энергетических компаний. То есть в случае обсуждения создания международного регулятора нефтегазового рынка для России непременно возникнет вопрос о частичных уступках и измени собственных законов и уступок в ряде спорных вопросов.

«Идея создания международного регулятора в области энергетики пока нигде среди экспертов рынка не обсуждалась. Но в нынешней политической ситуации она трудореализуема, особенно после конфликта на Украине, – пояснил «Эксперт Online» Рустам Танкаев, генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК Терминал». - Кроме того, среди стран, которые поставляют энергоресурсы и потребляют слишком много исторических разногласий».

Одним из таких разногласий является лоббируемое Европой строительство Транскаспийского трубопровода, который должен пройти по дну моря. По нему предполагается пустить туркментский газ в обход газотранспортной системы Росси. Очевидно, что при переговорах о создании международного энергетического регулятора от России потребуют изменить свою позицию и по проблеме Транскаспийского газопровода.

«Кончено, в условиях несогласия по многим вопросам с Европой, особенно сейчас на фоне конфликта на Украине, создать международную структуру в сфере энергетики будет очень трудно, - говорит Сергей Пикин. – Но зато это даст нам дополнительные позиции при любых переговорах, идея создания международной структуры может стать и дополнительным условием при любых требованиях к России».

«Не хотелось бы, чтобы идея создания международной структуры сводилась к решению проблемы с неплатежами Украины за российский газ, - говорит Иван Грачев. – Эту проблему быстрее и проще решить в рамках трехстороннего консорциума, о создании которого я говорю уже много лет и который одобряют как мои коллеги из бундестага, так и крупные энергетические компании Германии». 

Впрочем, на фоне украинского политического кризиса, Еврокомиссия сейчас не желает обсуждать даже идею консорциума ЕС-Россия-Украина, поэтому сейчас она вряд ли пойдет на переговоры с Россией о создании глобального энергорегулятора.    

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама