ФНС вычислит мошенников

Москва, 27.05.2014
В Госдуму внесен законопроект, направленный на борьбу с "серыми" схемами налоговой оптимизации. Пострадать могут и честные налогоплательщики, - предупреждают юристы.

Фото: ИТАР-ТАСС

Законопроект "О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" внес в Госдуму глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров

Текст проекта размещен в электронной базе документов нижней палаты парламента.

Законопроект направлен на решение проблемы использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неисполнения или неполного исполнения обязанности по уплате налогов или получение права на возмещение (возврат, зачет), то есть на борьбу с "агрессивными" механизмами налоговой оптимизации, говорится в пояснительной записке к документу.

Действующий Налоговый кодекс предлагается дополнить новой статьей о пределах осуществления прав и исполнения обязанностей в налоговых отношениях.

В новой статье прописывается, что добросовестным поведением налогоплательщика признается надлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, если налоговым органом не установлен факт злоупотребления налогоплательщиком правом. Под злоупотреблением правом понимается совершение хозяйственных операций, совокупности сделок, действий, бездействия, основной целью которых является неисполнение или неполное исполнение обязанности по уплате налогов, а также неправомерное получение права на возмещение, возврат, зачет налогов.

Согласно законопроекту, если во время проверки налоговый орган установит факт злоупотребления правом, то он вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему, а также подлежащие возмещению так, как если бы налогоплательщик не злоупотребил правом.

Статья также содержит норму, направленную на борьбу с использованием фирм-однодневок для оптимизации налогов. Так, если в ходе налоговых проверок установлен факт неисполнения контрагентом обязательств по сделке, налоговый орган может отказать налогоплательщику в признании расходов и в применении налоговых вычетов по сделке, заключенной с контрагентом. Это касается тех контрагентов, в отношении которых налогоплательщик с учетом условий ведения предпринимательской деятельности, оценки деловой репутации контрагента мог обладать информацией о невозможности исполнения им своих обязательств в силу отсутствия у него необходимых условий для исполнения им обязательств по сделке, в том числе необходимых ресурсов и опыта ведения деятельности в данной сфере.

Поддерживаемый Федеральной налоговой службой автор законопроекта депутат Андрей Макаров уверен, что новации ударят лишь по фирмам-однодневкам и не затронут добросовестных налогоплательщиков.

Однако юристы в этом сомневаются. «Радует только то, что формулировки чуть изменились по сравнению с предыдущим законопроектом на эту же тему. Однако простор для толкования остается все равно очень большим, хотя на практике это уже мало что поменяет. И без этого законопроекта сейчас налоговые органы оперируют понятиями «должной осмотрительности» и «необоснованной налоговой выгоды» и причиняют значительные неудобства именно добросовестным налогоплательщикам. С проверками и

крупными доначислениями налоговики стараются прийти не к тем, кто действительно скрывает большие суммы доходов, а к тем, у кого как раз есть деньги на счетах или основные средства, за счет которых можно обеспечить взыскания. В свете текущей практики цель законопроекта не совсем ясна, так как налоговики все равно сначала будут доначислять всем, кому посчитают нужным, а сами компании уже будут оправдываться, в том числе и в судах», - говорит партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов.

Руководитель проектов практики «Юридическое и налоговое сопровождение» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Елена Лазарева предупреждает: «если делать выводы о необоснованности сделки будут только налоговые органы, то могут пострадать и те налогоплательщики, которые пытаются оптимизировать свои налоговые платежи путем формального соответствия критериям применения налоговых льгот. И поэтому при толковании обоснованности сделки следует учитывать лишь такие факты и обстоятельства, которые в совокупности являются идентичными имеющейся арбитражной практике рассмотрения споров».

Само же желание ужесточить контроль за налоговыми выплатами вполне понятно. Увеличить пополнения в бюджет прямая задача ФНС, особенно в сложное время экономической стагнации. Как сообщил вчера глава ФНС Михаил Мишустин, в консолидированный бюджет РФ в январе—апреле 2014 года налогов и сборов поступило на 4,2 трлн рублей, что на 12,6% больше, чем годом ранее. Положительная динамика наблюдается по всем налогам. В частности, по налогу на прибыль поступления выросли на 10,7% в сравнении с аналогичным периодом, по НДС — сразу на 20,5%.

Как отмечает Лазарева, «все чаще Арбитражные суды принимают сторону инспекций в налоговых спорах по признанию налоговой выгоды с последующим доначислением налогов».

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама