Вредная политика

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
2 июня 2014, 13:29

Мир сталкивается с новой угрозой – повсеместным ростом политических рисков, причем ФРС рынки боятся больше, чем Путина, - выяснили в Citigroup

Citigroup выпустил новое исследование под названием Vox Populi Risk. В нем говорится, что на сегодняшний день мировая экономика снова находится в опасности. После финансового кризиса в США и проблемами с госдолгом в еврозоне сейчас миру угрожает рост политических рисков.

Количество правительственных кризисов и протестов в ряде стран в течение последних трех лет оказалось на 54% больше, чем в последние 10 лет. Политические факторы очень сильно давят на глобальную экономику, отмечают эксперты банка. В то же время инвесторы в первую очередь обращают внимание на риски для экономики США, а не на развивающихся рынках, в частности, на Украине.

Риски категории Vox Populi ("глас народа " - лат.) - не новое явление, отмечают авторы исследования. В 1960 году в США началось движение за гражданские права и протесты против войны во Вьетнаме, в 1968 году - волнения студентов в Европе, в 1989 году - падение " Железного Занавеса" и крах Советского Союза. Но эти события имели последствия на национальном или региональном уровне, в то время как в эпоху глобализации такие политические события как, например, американская акция «Оккупируй Уолл-Стрит» или Арабская весна оказали прямое влияние на экономику всего мира.

Аналитики Citigroup делят риски Vox Populi на четыре категории: периоды избирательных кампаний, протесты в стиле "демократии флешмоба", геополитические риски и референдумы о независимости, например, как в испанской Каталонии, а также в Шотландии и Великобритании.

Особенностью нынешних движений протеста, причем не только на Западе, но и в развивающихся странах, является то, что их драйвером все чаще становится средний класс. Это показали события в России, Бразилии, Турции, Индии и Южной Африке в 2012-2013 гг., по данным Citigroup. В последние три года среднегодовое количество протестов и отставок правительств как в развитых, так и развивающихся странах, составил 21,7 по сравнению с 14,1 в период 2000-2010 гг. Наиболее часто люди протестуют против работы госучреждений, политиков и коррупции.

Только в последние шесть месяцев мир пережил ряд политических потрясений, среди важнейших из них были кризис в Конгрессе США, который привел к первой за последние 17 лет блокировке деятельности правительства США; военный переворот в Египте, ухудшение ситуации в Южно-Китайском море, протесты в Таиланде (с последующим военным переворотом), новая фаза войны в Сирии и, в конце концов, вторая революция на Украине и присоединение к России Крыма.

Риски, связанные с Vox Populi, будут иметь последствий для общества и глобальной экономики. Не менее опасными являются: блокирование реформ, появление новых партий, слабость политических коалиций, мирные протесты. Наиболее серьезные последствия будут со стороны роста национализма, беспорядков, переворотов и гражданских войн. Согласно расчетам Citigroup, в период между 2011 года по апрель 2014 года произошло 69 подобных событий. При этом 43 из них имели ограниченный эффект для финансовых рынков, 17 - средний, а 9 привели к дестабилизации ситуации.

Политическая нестабильность грозит снижением объемов потребления (граждане начинают делать сбережения и купить меньше товаров), что приводит к отрицательным темпам роста ВВП этих стран. Также, возможно падение цен на рынке акций, снижение капитальных затрат и инвестиций, как это случилось на Украине. Некоторые политические кризисы приводят к радикальным изменениям в экономической политики в целом. Например, действия России в Крыму оказали влияние на объем инвестиций в инфраструктуру энергетики в Европе. ЕС ищет пути сокращения своей энергозависимости от РФ.

Тем не менее, авторы исследования приходят к выводу, что на глобальных рынках, в частности, на западных, инвесторы имеют довольно высокий иммунитет к рискам Vox Populi. "Это не означает, что рост политических рисков не будет генерировать усиление волатильности на мировых рынках, как это произошло в случае кризиса на Украине. Но воздействие происходящего на мировой рынок в долгосрочной перспективе будет больше, чем на локальные рынки. Мировые инвесторы могут видеть нынешний кризис как причину для продажи активов в России... но они не видят необходимости продавать акции, входящие в индекс S&P", - отмечается в исследовании Citigroup. Более того, политические проблемы в развивающихся странах иногда увеличивают привлекательность финансовых активов на развитых рынках.

При этом инвесторы более обеспокоены тем, что происходит в США, который создает 49% капитализации мирового рынка, в то время как рынки развивающихся стран имеют капитализацию до 10% мирового рынка. "Даже сейчас глобальных инвесторов гораздо больше интересуют следующие шаги главы ФРС Джанет Йеллен в рамках программы количественного смягчения американской экономики, чем следующий шаг Владимира Путина на Украине", - заключают в Citigroup.

Политические риски всегда, в той или иной степени, закладывались в экономические прогнозы - последние лет 50 без политического компонента не обходился ни один мало-мальски серьезный расчет, напоминает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Разделить экономику и политику - все равно, что разделить государство и церковь: формально они существуют отдельно друг от друга, в реальности же переплетены настолько плотно, что разделение не всегда возможно. С течением времени политические риски растут, и для экономики это совсем не в плюс. За 2014 год рост политических рисков можно оценить в 25% в сравнении с предыдущим годом, если брать в расчет премию за риск, заметную в рыночных активах. И такая корреляция, считает эксперт, пока сохранится, но к концу текущего года рисковая составляющая в мире может сократиться до 15-18%.

Между тем, все то, что аккуратно названо "политические риски" на самом деле является прямым следствием экономического кризиса и началом процесса сворачивания "социального государства", отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. И тут к сожалению уместно вспоминать не 1960-е, а 1930-е годы, потому что велика вероятность повторения именно такого сценария. Экономическая политика ближайших лет будет связана со значительным перераспределением доходов: ввиду обще экономического спада, который по всей видимости продолжится, а также долговых проблем стран "золотого миллиарда". А всякое масштабное перераспределение доходов - это почти всегда социальный взрыв, рост популярности радикальных политических воззрений и т.п.

В целом надо понимать, что возрастающие политические риски приводят не к «другой» экономической политике, а к более хаотичной экономической политике, полагает начальник отдела управления инвестициями  и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. По сути дела речь идет об уменьшающейся способности политического класса к достижению рабочих компромиссов. Чаще будут возникать ситуации, когда политические силы блокируют друг друга, и не будет вообще никакой политики, или время на принятие хоть каких-то решений будет безобразно растягиваться. Будут возникать слабые компромиссы, цель которых не разрешить противоречие, а создать видимость работы политического класса, и т.д.

Что же касается реакции инвесторов на политические события в США, то, напоминает Елизавета Белугина, руководитель аналитического отдела компании FBS, Америка стала выступать в качестве мирового гегемона со второй половины 20 века. Сейчас доминирование США проявляется не столь сильно, как раньше, хотя это по-прежнему крупнейшая экономика мира с главной мировой резервной валютой. Поэтому Америка, безусловно, продолжает оказывать очень сильное влияние на мировую геополитическую ситуацию и рынки – стоит только вспомнить кризис 2008 года.

После кризиса политика количественного смягчения ФРС породила валютные войны, а сворачивание этих мер вызвало серьезную турбулентность на валютных рынках развивающихся стран. Во многом именно США задают экономические тенденции, поэтому другим экономикам действительно нужно учитывать американский курс при определении своей собственной политики. Впрочем, усиление роли Китая с его огромным потреблением, являющегося крупнейшим держателем американских облигаций и ведущим экспортером товаров в США, также свидетельствует о том, что Америка теперь для инвесторов – не единственный ориентир в принятии решений.