С отсрочкой на год

Москва, 21.08.2014
Минфин не оставляет идеи введения налога с продаж, но согласен его на год отложить. Это бессмысленный для бюджета и вредный для бизнеса налог,- считают эксперты и предприниматели

Минфин предлагает ввести налог с продаж для предприятий малого бизнеса с 1 января 2016 года. Об этом свидетельствует информация из законопроекта ведомства, размещенного на едином портале нормативно-правовых актов.

Законопроект, в случае принятия, должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Но при этом делается оговорка, что нормы распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, ЕНВД, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих патенты, начиная с 1 января 2016 года.

Ставку налога будут устанавливать субъекты РФ в пределах 3%. При этом дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком, не допускается.

Минфин определил также товары и услуги, на реализацию которых налог с продаж распространяться не будет. Так, не подлежат налогообложению продукты питания: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, продукты детского и диабетического питания. 

Налог не будет взиматься с продажи зданий, сооружений, земельных участков, не будет распространяться на услуги санитарно-курортных, оздоровительных организаций. Кроме того, налогом с продаж не будут облагаться услуги кредитных организаций, страховщиков, НПФ и др.

Решение предоставить регионам право вводить налог с продаж было принято в конце июля. Против такой меры выступали в Минэкономразвития и Минфине. Налог поддержал, в частности, помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов. 

В «Опоре России» считают, что налог с продаж (пусть даже и отложенный на год) чреват каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые налогом с продаж, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя», - предупреждает президент «Опоры России» Александр Бречалов

Однако, по данным Минфина, введение налога с продаж позволит повысить обеспеченность бюджетов субъектов Российской Федерации собственными доходами, увеличив доходы консолидированных бюджетов регионов более чем на 200 млрд рублей ежегодно. Эксперты, правда, в этом сомневаются.

«Введение налога безусловно негативно отразится на бизнесе в виде увеличения налоговой нагрузки, - считает старший юрист Адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев. -При этом понять «на что» вводится налог пока не представляется возможным, хотя такое обоснование согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ обязательно должно присутствовать. Более того, простым увеличением налоговой нагрузки трудности для бизнеса не ограничатся: введение нового налога будет отнимать не только средства, но и время предпринимателей, им придется больше времени уделять взаимодействию с налоговыми органами. Для государства введение налога тоже не пройдет бесследно: придется заново учиться администрировать «новый» налог, набивать старые шишки. Ожидаемый экономический эффект от введения нового налога в среднем оценивается в 200 млрд. рублей в год. Однако ожидать, что вся заявленная сумма поступит в бюджет, не стоит». Чтобы просчитать реальную сумму поступлений, необходимо вычесть из планового показателя сумму, которую в силу трудности администрирования просто физически не удастся собрать, а также расходы на администрирование нового налога. «В итоге следует ожидать, что бюджет получит сумму в разы ниже планируемой», - резюмирует Зайцев.

Предполагается, что публичное обсуждение представленного Минфином законопроекта пройдет до октября текущего года. В течение двух месяцев любой желающий может высказать свои аргументированные замечания по законопроекту. Разработчик обязан опубликовать ответ на каждое такое замечание, по итогам общественного обсуждения законопроект может быть скорректирован.

Читайте последние новости за 21 августа 2014 года на страницах Эксперт Online и в Одноклассниках

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Минфин обрек рубль на падение
      Увеличение объема закупок валюты министерством финансов положило начало полосе ослабления рубля
    2. Новые пенсии подойдут не всем
      В ЦБ заявили, что новые пенсионные изменения, предполагающие введение гарантированного пенсионного плана, нацелены на средний класс. Впрочем, и заплатить за эти изменение предложено ему самому
    3. Второе немецкое экономическое чудо подошло к концу
      Эра быстрого развития экономики ФРГ, которую один из главных немецких экономистов – Берт Рурап назвал «вторым экономическим чудом Германии», заканчивается. Германия в ближайшие годы может стать в экономическом отношении «серой», т.е. иметь практически нулевой рост экономики
    Реклама