Дорогой бензин выгоден всем

Москва, 10.10.2014
АЗС жалуются на дефицит топлива, цены на бензин продолжают расти. Эксперты объясняют: и нефтяные компании, и независимые АЗС в условиях инфляции и удешевления нефтяных цен не хотят терять прибыль и перекладывают издержки на потребителя

Фото: ТАСС

Российский топливный союз заявил о дефиците топлива на независимых АЗС в регионах.

По словам главы союза Евгения Аркуши, "независимый розничный рынок испытывает серьезный дефицит с поставкой бензина, особо острая ситуация сложилась на Алтае, Новосибирской и Иркутской областях, где независимые АЗС в значительной части близки к закрытию".

Аркуша считает, что сложившаяся ситуация, главным образом, связана с проведением текущих ремонтных работ на ряде нефтеперерабатывающих заводов (Анграский и Сызранский НПЗ) и недостаточностью запасов топлива.

Складывается парадоксальная ситуация, когда на фоне заявлений Минэнерго о достаточности запасов топлива на внутреннем рынке наблюдается его недостаток, - отметил он.

В Минэнерго говорят, что товарные остатки бензина в вышеназванных регионах соответствуют необходимому уровню для бесперебойного снабжения топливом. Перебои с поставками нефтепродуктов на ряд АЗС этих регионов связано с несвоевременной подачей заявок со стороны независимых АЗС на увеличение поставок нефтепродуктов.

В нефтяных компаниях также не видят повода для беспокойства. "Газпром нефть" в сентябре этого года поставила на рынок Новосибирской области на 11,5 тыс. тонн (23%) бензинов больше, чем в сентябре прошлого года, - сообщил представитель компании.

В целом в октябре 2013 года на рынок Новосибирской области компания поставила 55 тыс. тонн автобензинов. Цены на автобензины компании в регионе находятся в нижнем ценовом сегменте, сообщили в "Газпром нефти".

Однако то, что на рынке существуют проблемы, заметили и в ФАС. Несмотря на снижение цен на сырье, стоимость нефтепродуктов продолжает расти. По данным ИАЦ "Кортес", розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 с 29 сентября по 3 октября в среднем по России выросли на 10 и 8 копеек до 32,51 рубля и 35,09 рубля за литр соответственно.

Максимальный рост на Аи-92 был отмечен в Дальневосточном федеральном округе, где стоимость литра бензина увеличилась на 21 копейку до 36,38 рубля. Минимальный рост был зафиксирован в Южном федеральном округе - на 4 копейки до 32,02 рубля за литр. Бензин Аи-95 больше всего вырос в цене также в Дальневосточном федеральном округе - на 21 копейку до 38,39 рубля за литр. Минимальный рост цен был зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе - на 3 копейки до 35,14 рубля за литр.

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что его ведомство может в течение месяца возбудить дела по факту манипулирования ценами на нефтепродукты на бирже. "Мы сейчас проводим расследование на эту тему, провели проверки. У нас к бирже претензий нет, но к торгующим играм уже появились претензии, прежде всего по так называемым "встречным сделкам", - сказал он. - Когда мы закончим доказательную базу, возможно, мы предъявим обвинения в нарушении законодательства - о манипулировании ценами".

Эксперты считают, рост цен провоцируют и нефтяные компании, НПЗ, и частные АЗС, при этом, чтобы избежать обвинений в свой адрес, перекидывают вину друг на друга. «Дефицит топлива на сегодняшний день действительно есть, но весьма незначительный и только в некоторых регионах. Общий спрос на бензин в России составляет порядка 150-170 тыс. тонн в сутки, производство за 2013 год составило 39.3 млн. тонн. Таким образом, производство в целом покрывает с избытком внутреннее потребление, некоторый объем идет даже на экспорт», - говорит аналитик ИнстаФорекс Антон Фомин. По его мнению, рост цен связан со структурными проблемами в экономике - в частности с монополизацией самой отрасли и ростом издержек НПЗ. «Издержки НПЗ главным образом состоят в расходах на ЖКХ и обслуживании оборудования, а также на сырье. Что касается монополизации, то это означает, что в региональном разрезе рынок контролируют 1-2 игрока. Цены главным образом диктуют именно крупные игроки, поскольку бензин, собственно как и само топливо - продукт с неэластичным спросом», - объясняет эксперт.

При этом аналитик Консалтинговой компании "Верген Групп" Андрей Гордеев отмечает, что цена безина лишь частично зависит от стоимости нефти. «50% в бензине - это налоги, которые постоянно повышаются. Так же сказывается инфляция, которая в этом году будет выше запланированной. Рост цен на бензин начался в начале лета, поводом стал пожар на одном из НПЗ. Далее цены росли из-за сезонного роста спроса, а также из-за того, что производителям было выгоднее отправлять бензин за границу. Оптовые цены сильно поднялись, маржа у заправок снизилась, и сейчас они пытаются ее отыграть. Но нефтяникам рекомендовано увеличить поставки на внутренний рынок. А значит, предложение немного возрастет. Я думаю, цены сейчас находятся на максимуме, в октябре-ноябре ценник стабилизируется», - говорит он.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Плохое электрическое равновесие
      Недореформированная российская энергетика живет по запутанному клубку правил, где соседствуют рыночные и административные механизмы. Никто не озабочен выработкой оптимального сочетания различных источников генерации и способов доставки и потребления электричества и тепла для каждого региона. Промышленные потребители страдают от повышения тарифов и по мере возможности обзаводятся собственной генерацией
    2. Тотальный блэкаут разума
    3. Шесть лет потери достоинства
      Шесть лет после украинского переворота — шесть итогов Майдана
    Реклама