Из цифры в электричество

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
20 февраля 2015, 12:01

Компания Apple намерена наладить выпуск электромобилей. Их производство, согласно проекту, должно начаться к 2020 году. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на собственные источники, знакомые с планами компании. Новый автомобиль, как ожидается, будет полностью электрическим и станет конкурировать с предложениями от Tesla Motors и General Motors. В издании отмечают, что обе компании надеются начать продажи дешевых электромобилей в 2017 году с дальностью проезда без заряда более 200 км.

Автопроизводители, как правило, тратят от пяти до семи лет на создание автомобиля «с нуля», заявил Дэннис Вираг, президент Automotive Consulting Group. Создание электромобилей становится все более интересным для производителей. По мнению экспертов рынка, Apple вполне может составить на этом поприще конкуренцию ведущим мировым концернам. По данным Bloomberg, Apple уже проводит агрессивную кампанию по переманиванию сотрудников.

Apple, которая отчиталась о рекордной прибыли в размере 18 млрд долларов в прошлом квартале, имеет вполне достаточно средств на реализацию любого проекта. Добившись огромных успехов на цифровом рынке, компания, судя по всему, намерена попробовать силы в других отраслях промышленности. Ниша, безусловно, перспективная. Так, объем рынка литий-ионных батарей, используемых в данных машинах, вырастет, по прогнозам, с 1,6 млрд долларов в 2012 году до 22 млрд долларов в 2020-м.

Tesla, уже добившаяся успеха в создании подобных автомобилей, уже доказала, что традиционные барьеры выхода в автомобильную промышленность не так трудно преодолеть. Компания не только производит подобные машины, но и постоянно их модифицирует, делая дешевле  и энергономичнее. К примеру, новый электромобиль Tesla окажется в два раза дешевле нынешнего Model S и сможет проехать без подзарядки те же 322 км. Он будет представлен в конце 2016 года, а поступит в продажу через несколько месяцев.

В мире в целом производятся сотни тысяч электрических машин (например, в 2013 году было изготовлено 242 тыс. шт.), также наблюдается быстрый рост производства – 44% (в сравнении с 2012 годом). Перспективность производства электромобилей давно поняли китайцы: они намерены при господдержке нарастить производство электромобилей до 2 млн в год уже к 2020 году.

Первой официально продающей серийные электромобили компанией в России стала Mitsubishi, которая распространяет электрический компакт I-MiEV с 2011 года. Но его стоимость «зашкаливала» - 1,8 млн рублей. Свои машины привозили к нам китайцы. Надо сказать, что в России сегмент тоже заинтересовал производителей. В 2011 году на выставке «РоснанотехЭкспо» был представлен электромобиль «ВАЗ Ellada», созданный на основе Lada Kalina. В России в 2010 году был широко анонсирован проект Михаила Прохорова по разработке электрокаров («ё-мобиль»), но в 2014 году Прохоров передал наработанные технологии в НАМИ, и проект по сути был закрыт.

Так что электромобили завоевывают все большее внимание российских потребителей в последние годы, поскольку являются отражением передовых тенденций: высокотехнологичности, экологичности и экономичности. Кроме Tesla, свои модели электромобилей разрабатывают и внедряют на рынок «старожилы» - Toyota, General Motors, Nissan и другие, расширяется сеть электрозаправок, появились они и в России. Разработки Apple анонсированы как «информация от информированных источников», а сам проект - как «секретный», но с точки зрения роста удержания интереса целевой аудитории Apple – это верный ход.

И вряд ли новое направление деятельности вызвано какими-либо проблемами у Apple, полагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Как раз вчера её акции установили новый исторический максимум 129 долларов за штуку. Компания устойчиво развивается. На момент смерти её основателя Стива Джобса в октябре 2011 года, акции стоили порядка 60 долларов. Так что сейчас их цена увеличилась более чем в два раза. Причём рост котировок с начала текущего года составил уже 16%.

К тому же, обращает внимание эксперт, новость о возможном создании электромобиля была очень позитивно воспринята инвесторами. Даже если он не пойдёт в серию и останется на уровне прототипа, разработанные технические решения будут использоваться в других устройствах Apple. В первую очередь, мировой рынок заинтересован в новых более мощных аккумуляторах.

Основным преимуществом Apple является высокая операционная рентабельность, которая в последние пять лет находится около отметки 30%. При этом у компаний - конкурентов данный показатель составляет лишь 10%. Маржа чистой прибыли Apple в 2014 году составила 21,6%, что гораздо выше среднего уровня по сектору -  6,7%. Так что, констатирует Лукашов, высокий денежный поток вполне позволяет Apple заняться новыми видами бизнеса. Автомобилестроение - хороший выбор.

Инвестирование в автомобильную промышленность со стороны корпорации Apple – логичный и перспективный шаг, уверен и генеральный директор компании bSimple Рамин Алиев. Сегодня Apple занимает сильную позицию в производстве мобильных устройств и персональных компьютеров. Компания обладает всеми ресурсами, для того чтобы занять свое место и в автомобильной промышленности. Гигант имеет возможность влиять на вектор развития рынка через внедрение мобильных технологий. С высокой вероятностью полученный на выходе продукт займет достойное место.