Миллиарды за данные

Москва, 29.08.2017
Европейские регуляторы объявили IT-гигантам Google, Facebook и Amazon новую антимонопольную войну, на этот раз за монополизм на рынке личных данных пользователей. Защита таких данных уже не первой важности дело, главное теперь – кому достаются миллиардные доходы от их использования.

PA Images/TASS

Американцы опять слишком большие

Крупнейшим IT-компаниям и европейским регулирующим организациям не привыкать выяснять отношения в зале суда. Сейчас Брюссель недоволен позициями высокотехнологичных гигантов типа Google, Facebook и Amazon на рынке личных данных европейцев, собранных, когда те пользуются поисковыми системами, соцсетями или совершают покупки в онлайн-магазинах. IT-компании ежегодно зарабатывают миллиарды евро на таких данных, добываемых благодаря все углубляющейся «оцифровке» жизни современного общества.

Конечно, речь не идет о том, чтобы запретить сбор данных вообще, это было бы слишком революционно. Интрига тоньше. Европейцы обвиняют заокеанские гиганты в нарушении строгих антимонопольных законов. Регуляторы, в том числе главный борец с монополизмом в Старом Свете Маргрета Вестагер, хотят доказать, что крупные компании нарушают право потребителей на свободный выбор, фактически лишая их возможности «оставить» свои данные компаниям поменьше.

Но сделать это нелегко и теоретически, подчеркивает Politico, а практически даже невозможно, потому что в реальности пользователи делятся личными данными со множеством высокотехнологичных компаний, начиная от таких известных, как Uber и Apple и заканчивая малоизвестными европейскими крошечными стартапами.

«Обладание компанией огромным объемом личных данных пользователей еще не означает, что она нарушает антимонопольные законы, - разъясняет Сибель Йилмаз, адвокат брюссельской компании Linklaters. - Одного факта, что они подписывают соглашение с Facebook и разрешают им пользоваться своими данными, еще не достаточно. Необходимо доказать, что их действия причиняют людям вред».

Европейцы хотят сами зарабатывать на своей личной жизни

Намечающаяся между Европой и IT-гигантами война за личные данные берет под прицел один из главных источников доходов цифровой экономики и угрожает бизнес-моделям, которые позволили Google, Facebook и им подобным фирмам стать одними из самых дорогих и успешных.

Ряд европейских стран уже проводит собственные расследования в этой области. Италия изучает, как IT-компании используют личные данные пользователей. Этим же, правда, конкретно в рекламном секторе и в первую очередь в отношении Facebook, заинтересовался антитрестовский регулятор во Франции. Результаты расследования должны появиться осенью. В Германии антимонопольные организации еще в прошлом году начали собственное расследование того, как компании в целом и соцсети в частности используют информацию о пользователях. Результаты ожидаются к концу 2017 года.

Европейские государства также расширяют полномочия своих антитрестовских регуляторов, чтобы те могли блокировать сделки на миллиарды евро, целью которых являются огромные массивы данных. Приобретение гигантом Facebook в 2014 г. за 19 млрд долларов мессенджера WhatsApp, имеющего миллиард пользователей, вызвало принятие в ФРГ нового закона о слияниях. Он разрешает регуляторам тщательно проверять сделки, в основе которых лежат личные данные пользователей. Маргрете Вестагер хочет принять схожий закон в масштабах всего континента.

«Нам необходимо понять, что происходит, когда информация становится главной ценностью компании,- заявила еврокомиссар по конкуренции в интервью в прошлом году. - Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Пользователям рано или поздно придется платить».

А ты докажи!

Г-жа Вестагер слов на ветер не бросает. Она инициировала несколько серьезных расследований в отношении IT-гигантов. Результатом самого известного – против Facebook является рекордный штраф на 2,4 млрд евро за нарушение правил справедливой конкуренции, а также распоряжение, чтобы Apple выплатило правительству Ирландии недоплаченных налогов на общую сумму 13 млрд евро. IT-компании утверждают, что никаких законов и правил не нарушали. Они, к примеру, говорят, что пользователи могут сами решать, какой информацией делиться с рекламодателями, и при желании могут удалять свои личные данные.

Тревоги по поводу сбора высокотехнологичными компаниями личных данных пользователей не новы. В Европе пытаются «разобраться» с Google и Facebook в этом вопросе как минимум с 2010 года. Сейчас Еврокомиссию особенно интересуют большие данные и то, как они усиливают монополию IT-компаний в онлайне. На Google и Facebook, например, в прошлом году пришлась, по данным аналитической компании eMarketer, примерно половина доходов от онлайновской цифровой рекламы. Информация о пристрастиях и активности пользователей в интернете является очень ценной, потому что она дает одним брендам преимущество в привлечении покупателей перед другими.

Борьба идет уже не один год, но пока IT-компании чувствуют себя достаточно уверенно. Дело в том, что доказать монополизм в сфере сбора онлайн информации сложно. Нужно доказать в суде, что компании пытаются помешать потенциальным конкурентам собирать те же или схожие данные. Регуляторы могут попытаться представить Google, Facebook или Amazon ключевыми игроками в онлайновском секторе, что позволит потребовать от них открыть архивы данных для других компаний, чтобы способствовать усилению конкуренции.

Во Франции, к примеру, следователи приказали энергетической компании GDF SUEZ (ENGIE) поделиться данными клиентов с конкурирующими фирмами после того, как те пожаловались властям, что не могут конкурировать с GDF Suez, потому что тот имеет преимущество, являясь госмонополией.

Юристы предупреждают, что применение к цифровому сектору антимонопольных правил, которым уже несколько десятилетий, неэффективно. Так что необходимо разработать новые правила игры.

«Законы о конкуренции впервые оказались в такой необычной сфере,- объясняет один из директоров Ратгерского института информационной политики и закона Майкл Карриер.- Для этого необходимы полностью новые юридические категории».

Тема сбора личных данных пользователей актуальна и для России, где тоже предпринимаются меры для его ограничения.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Конец сланцевой революции
    Сланцевый сектор США в этом году получил сокрушительный удар, от которого оправиться не может до сих пор. Однако значит ли это, что 2020 год ознаменуется окончанием сланцевого бума?
  2. Клан Шеффлеров потерял три четверти состояния
    За два с половиной года семья производителей автомобильных шин и компонентов потеряла около 30 миллиардов долларов.
  3. Большая ошибка Лукашенко
    Отношения между Москвой и Минском находятся, пожалуй, на самом низком уровне за все последнее время. Причиной тому стала история с арестом белорусскими властями российских граждан – а точнее то, как Александр Лукашенко обставил этот арест и какими смыслами его наполнил. Сейчас же у Лукашенко появилась уникальная возможность хоть как-то исправить ситуацию.
Реклама