У россиян проснулся аппетит

Москва, 30.04.2019

Владимир Гердо/ТАСС

Как сообщило Федеральное агентство статистики (Росстат), в марте 2019 года динамика российского сектора общественного питания оказалась самой высокой за последние несколько кварталов. Показатель вырос в годовом сопоставлении на 7,3%. Это выше даже результатов июня-июля 2018 года (6,7 и 5,7%), когда на показателях ресторанного рынка позитивно сказался эффект Чемпионата мира по футболу в России.   

Общий объем ресторанного рынка в марте, по оценке Росстата, составил 126,4 млрд рублей. Вообще же рост российского ресторанного рынка в прошлом месяце существенно ускорился по сравнению с февралем (5,6%) и январем (4,6%). По итогам первого квартала оборот ресторанов, кафе и баров в России вырос на 5,8%, до 365,6 млрд рублей. В 2018 году российский ресторанный рынок вырос на 4,2% - до 1 трлн 527,7 млрд рублей.  

Статистика, которую привели в исследовании, слишком обобщенная, полагает ведущий аналитик компании «Эксперт Плюс» Мария Сальникова. В целом, по ее оценке, действительно порядка 85% россиян посещают заведения общественного питания. Однако при этом в рестораны и бары они ходят почти в два раза реже, чем в кафе быстрого питания — 2,7 раза в месяц против 5 (данные от компании Deloitte). То есть нельзя сказать, что в культуре россиян появляется активный спрос на посещение мест общественного питания, или, что население стало более бездумно тратить свои заработные платы на рестораны.   

Здесь присутствует баланс потребления услуг в недорогих кафе и небюджетных ресторанах и барах. То есть нет надобности обсуждать инфляцию в стране, или динамику заработных плат, указывает эксперт. Эти факторы не оказывают влияние на выбор между едой дома/с собой домашних заготовок, или в кафе. Население в крупных городах заинтересовано в экономии времени, а тот факт, что поесть на ходу можно в любой точке города провоцирует выбирать удобство потребления пищи по надобности, чем использование домашних заготовок в виде бутербродов, например. В выгодном положении в этой ситуации находится Санкт-Петербург, так как в этом городе много кафе и столовых, где за небольшие деньги можно поесть полноценный обед с первым, и вторым блюдом. 

То есть причина оптимистичной динамики показателя выручки баров, кафе и ресторанов заключается в большом количестве предложений на рынке по готовой еде, и в сравнительно низких ценах, которые соответствуют текущим возможностям населения, полагает Мария Сальникова. Все эти факторы провоцируют высокий спрос со стороны потребителей из-за удобства и доступности, что естественным образом отражается на общей выручке всего сектора. В перспективе на лето, осень и дальнейшие месяцы можно ждать, говорит аналитик, что спрос на эти заведения сохранится высоким. Просадки показателей в крупных городах можно не ждать, так как, если местные жители уедут из города в сезон отпусков, то компенсация произойдет за счет туристов. 

И все же на фоне падения реальных доходов населения, возражает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, рост оборота кафе, баров и ресторанов иллюстрирует уровень инфляции в стране. Вырос НДС, подорожало топливо и увеличились другие издержки приготовления пищи, тогда как прибыль кафе, баров и ресторанов, скорее всего, осталась на прежнем уровне.  

Сейчас, рассказывает аналитик, существует тренд на появление в местах большого потока людей заведений, которые раньше назывались кулинариями, то есть предлагающими готовую или полуготовую домашнюю еду на вынос, и, скорее всего, эти кулинарии отъедают у предприятий общественного питания до 5-10% процентов клиентов. Не готовить дома, но и не есть в дорогих ресторанах — это один из трендов в Москве и Санкт-Петербурге, который постепенно будет завоевывать регионы.  

В Москве сосредоточено 1/8 заведений общепита, поэтому она может задавать тренд. В кафе и ресторанах жители Москвы тратят около 40 долларов в месяц, что еще очень далеко от среднеевропейского уровня 150 долларов, можно сделать вывод, что наш рынок может вырасти как минимум в 3 раза. Если кризисные явления в экономике будут преодолены, то мы увидим рост оборота в предприятиях общепита на 15-20%, ожидает Дмитрий Жарский. Это их нормальные темпы роста, а 7,3% — это просто сохранение текущего статус-кво, которое рано или поздно приводит к закрытию заведения, так как не покрывает его амортизацию. Сетевые заведения от доли рынка в 45% будут переходить ко все большему охвату, до 60% рынка.  

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама