Ускорение на Восток

Москва, 23.03.2020
Александр Прибылов
Спрос на уголь со стороны азиатских стран подгоняет РЖД к модернизации БАМа и Транссиба.

Уже в самое ближайшее время в направлении Восточного полигона могут быть введены квоты на перевозку угля. С проектом, ограничивающим его экспорт в азиатские страны, выступили Минэнерго и Минтранс. Корректировка объемов перевозок связана со снижением спроса на уголь в Европе, где цены на топливо ниже, что привело к переориентированию добывающих предприятий на восток. Ситуация для угольщиков складывается непростая, но РЖД объявили, что ускоряют расшивку БАМа и Транссиба. Завершение второго этапа проекта развития обеих магистралей, ранее запланированное на 2024 год, приведет к увеличению пропускной способности до 180 млн тонн грузов в год.

Просадок не будет

Напомним, первый этап модернизации БАМа и Транссиба, подразумевавший расшивку узких мест на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах, завершился досрочно в прошлом году. Планы по увеличению объема вывозимых грузов до 113,2-124,9 млн тонн с приростом 55-66,8 млн тонн к базовому 2012-му ориентировались на год текущий. Но уже по итогам прошлого года на дальневосточном направлении было перевезено свыше 114 млн тонн грузов – это в два раза больше, чем в 2012 году.

Впереди у РЖД нелегкая задача по выполнению майских указов президента, согласно которым транспортные коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг» должны привести к значительному увеличению грузоперевозок, как внутри страны, так и за ее пределами, в том числе за счет развития и модернизации транспортной инфраструктуры. В перспективе, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей должна вырасти до 210 млн тонн к 2025 году.

В рамках второго этапа проекта в 2018-2019 годах начаты проектно-изыскательские работы по 182 мероприятиям, в том числе проведена подготовка к строительству вторых путей, разъездов, реконструкции станций, электрификации линии, а также по устройству путепроводной развязки, строительству Козинского тоннеля и обхода участка Шкотово – Смоляниново. На данный момент РЖД освоили 9 млрд рублей из 493,2 млрд рублей собственных инвестиций. Львиная доля средств – 425,5 млрд рублей – пойдет на развитие направления Тайшет – порты Дальнего Востока, а еще 67,7 млрд рублей – на увеличение пропускных способностей участка Артышта – Междуреченск – Тайшет. «На сегодняшний день все работы идут по плану РЖД, и никаких просадок быть не должно», - говорит председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Чтобы ускорить модернизацию, как считает эксперт, важно быстро подготовить проектную документацию и определить круг надежных подрядчиков. «К сожалению, ранее с некоторым подрядчиками возникали проблемы, но РЖД все уроки для себя извлекли, и вполне могут, особенно учитывая текущую волатильность на рынке, восполнить некоторое отставание по объемам перевозок», – утверждает эксперт.

Транссиб за неделю

Необходимо учесть, что РЖД одновременно реализуют сразу несколько проектов. Помимо развития БАМа и Транссиба, проводятся мероприятия, которые будут способствовать росту в четыре раза объема транзитных контейнерных перевозок и сокращению до семи суток доставки грузов с Дальнего Востока до западной границы России. Проект «Транссиб за 7 суток» стартовал в прошлом году и планируется к завершению к 2024 году, монополист собирается вложить в него 202,3 млрд рублей.

Ряд проектов связаны с обеспечением бесперебойной доставки грузов к российским портам – Дальнего Востока (участок Междуреченск – Саянская – Тайшет), Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов. Первый уже близится к завершению, окончание второго и третьего, стартовавших соответственно в 2015 и 2014 годах, запланировано на 2025 год. Кроме того, с 2018 года компания работает над обеспечением вывоза перспективных объемов грузов из Березниковско-Соликамского промышленного узла в направлении Соликамск – Пермь-Сортировочная – здесь перевозки увеличатся почти в два раза относительно уровня 2015 года. В том же году РЖД начали разработку проектов по усилению транспортной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах в рамках создания Северного широтного хода; строительству западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги; электрификации участков Ожерелье – Узловая – Елец Московской ЖД и Ртищево – Кочетовка Юго-Восточной ЖД.

Еще одно масштабное направление – развитие Центрального транспортного узла, начатое в 2012 году. Одна из глобальных целей – увеличение пассажиропотока в пригородном сообщении до 850 млн человек в год. При этом уже в прошлом году этот показатель составлял 764,9 млн пассажиров.

Как удовлетворить спрос

Несмотря на целый ряд приоритетных направлений, которые одновременно реализуют РЖД, компания приняла стратегическое решение ускорить строительство на Восточном полигоне и как минимум на год раньше сдать свыше двух сотен объектов. Таким образом железнодорожники пытаются помочь угольщикам увеличить экспорт продукции в страны АТР.

Причем перевозчик принимает беспрецедентные меры по снижению тарифов ряде направлений, чем помогает сохранить компании, которые стоят на пороге закрытия из-за проблем со сбытом. РЖД уже предоставили скидку почти 13% - максимально возможную – на экспортные перевозки энергетического угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. При этом, как заверил глава РДЖ Олег Белозеров, специальный тариф действует без закрепления обязательств по перевозке определенного объема грузов. Скидка предоставлена в марте до конца года с возможностью пролонгации на 2021 год. Ранее в марте государственный перевозчик уже ввел максимальные скидки на экспорт угля через порты Северо-Запада и в Китай через Казахстан.

Буквально недавно наши железнодорожники приняли еще одно стратегическое решение – зафиксировать объем транспортировки грузов с угольных предприятий Кузбасса в восточном направлении. Согласно документу, подписанному Олегом Белозеровым и губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым, компания будет обеспечивать перевозку не менее 53 млн тонн каменного угля в другие страны и до 3,55 млн тонн внутренним потребителям. Это соглашение является дополнением к основному договору, заключенному сторонами в июне прошлого года сроком до 2035 года. Отметим, предприятия Кузбасса добывают 60% угля от общего объема в России, а их доля в экспорте составляет 70%.

Согласованные РЖД объемы перевозок в восточном направлении, как считает Павел Иванкин, реалистичны и учитывают текущее техническое состояние БАМа и Транссиба. Эксперт отмечает, что в последнее время перевозчик многое сделал для поддержки угольной отрасли, в том числе и определив требующие ускоренной модернизации участки магистралей. «Проблема в том, что именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона остаются наиболее приоритетным направлением для экспортеров угля, а удовлетворить растущий спрос на перевозки БАМ и Транссиб пока все еще не могут», - заключил Иванкин, подчеркнув, что основной выход из этой сложной ситуации видится в скорейшем завершении всех необходимых работ на железнодорожных транспортных артериях.

Соглашение между РЖД и правительством Кузбасса и иные принятые перевозчиком меры связаны не только с меняющейся конъюнктурой рынка, но и с необходимостью учитывать интересы других производителей, а также поставки социально значимых грузов, в том числе для государственных нужд. Уголь, составляющий в структуре перевозок 44%, тоже относится к социальным грузам и на него всегда действует сниженный тариф, именно поэтому государство в лице РЖД получает существенно меньший доход, чем от поставок других товаров. Тем не менее угольщиков решено было поддержать, но не в ущерб другим участникам перевозок. Все эти действия приняты на фоне проходящей глобальной модернизации железнодорожной системы, которую РЖД реализуют в графике и даже с опережением сразу по нескольким направлениям.

Новости партнеров







Международные звезды в копилку ОЭЗ «Технополис «Москва»

В середине октября авторитетное издание fDi Magazine опубликовало ежегодный рейтинг мировых особых экономических зон. Самый заметный результат у единственной ОЭЗ российской столицы «Технополис «Москва»: она участвовала впервые и при этом взяла сразу шесть специальных номинаций, что стало рекордом для российских зон

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

Вся правда о московских кабелях

Давайте честно: о московской кабельной промышленности жители города знают не очень много. И даже те из них, кто интересуется промпроизводствами столицы. А между тем, ее продукция лежит в основе всех технологических процессов, ведь именно по кабелям, как по венам, течет электричество, дающее жизнь сотням тысяч производств.

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Курс доллара: названа главная опасность для рубля
    Результаты президентских выборов в США, считают западные аналитики, важнее для «здоровья» рубля, чем даже состояние российской экономики.
  2. Турция копает под «Газпром»
    Турецкие спецслужбы арестовали шестерых сотрудников бывшей «дочки» российской газовой компании, обвинив их в шпионаже в пользу России
  3. Валютные депозиты вновь популярны
    Свой коллективный прогноз валютного курса сделали вкладчики российских банков, нарастивших долю сбережений, хранимых ими в валюте
Реклама