Почему подорожают продукты в магазинах

Импортная составляющая в производстве продуктов питания в России по-прежнему очень велика. Поэтому в ближайшие месяцы при сохранении валютного курса рубля цены на продовольствие в стране вырастут.

Каждый раз, когда происходит девальвация рубля, мы сталкиваемся с моментальным ростом цен на все товары и услуги внутри страны. Вдруг опять становится очевидным, насколько наша экономика зависима от импорта. И это касается всех отраслей, включая передовиков по импортозамещению — агропром и производство продуктов питания. Российские власти с гордостью сообщают об успехах российского агропрома за последние годы, ставя отрасль в пример: как быстро удалось создать импортозамещающие производства, накормить страну отечественной продукцией, обеспечить продбезопасность. Однако, по сути, пользуясь лексикой автопроизводителей, в агропроме удалось создать лишь сборочное производство из импортных комплектующих. Зависимость от импортных семян, оборудования, техники, родового поголовья и так далее остается крайне высокой, технологические цепочки разорваны, российские аналоги пока не выдерживают конкуренции по качеству. И поэтому не стоит удивляться тому, что цены на продукты опять растут. Об этом «Эксперт» поговорил с президентом агрохолдинга «Кабош» Дмитрием Матвеевым.

Будут ли расти цены на продовольствие?

— Цены на продукты питания уже растут, и это началось сразу после того, как произошел скачок курса рубля к евро и доллару. Если курс останется таким, как сейчас, то цены неминуемо вырастут. Потому что в производстве продуктов питания, в частности, у нас, в производстве молока, сыра, валютная составляющая в себестоимости – более 50 процентов. Хотя вроде бы все производится в России.

В чем проявляется зависимость от импорта в вашей отрасли?

— Это очень просто. Начнем с производства кормов для наших коров. Для того чтобы произвести корма, нужна сельскохозяйственная техника. Закупают всю технику — трактора, почвообрабатывающую технику — за рубежом, за валюту.

Дальше, берем семенной материал. Мы у себя используем только иностранные семена, потому что они дают лучший урожай. Мы пробовали использовать российский материал, например, кукурузу. Но в своем северо-западном регионе, где мы находимся, мы не получали с нее тот силос, который мы получали с импортного материала.

Дальше идем, минеральные удобрения. Позвоните сегодня на любые два комбината, которые производят минеральные удобрения – там цена только в долларах. Потому что они на 80 процентов ориентированы на экспорт. Возьмите все химические препараты по обработке растений — тоже импортные. Приходим дальше на ферму: оборудование, запчасти все – все импортное. Новые запчасти, которые мы будем получать, естественно, мы будем покупать по новой цене, в евро.

Дальше возьмите основные компоненты кормов, например, соевый шрот или рапсовый шрот. Позвоните основным производителям, например, в компанию «Содружество». Соевый шрот торгуется в долларах, потому что сою в основном завозят из Латинской Америки. А рапсовый шрот — в евро, потому что он продается в Европу. Возьмем добавки минеральные для кормов – все импортное.

Дальше приходим на молочных комбинат. Мы в этом году купили туда технику на 15 млн долларов, на 1 млрд рублей. Мы сейчас только на курсовой разнице попали на 300 миллионов рублей.

Приходим в сыродельню. Берем закваски, все ингредиенты для сыра – все импортное. Все это мы покупаем в Италии, Франции, Голландии. Берем материалы – пакеты,

пленки. Даже те, кто производит их в России, имеют дело с импортной составляющей. Поэтому так или иначе импортная составляющая в российском производстве очень большая. Как ее завтра заменить? Чем? Поэтому цены как минимум в течение 3-4 месяцев будут расти, и государство может, конечно, пытаться как-то с этим бороться. Но как с этим бороться? Государство должно не бороться, а помогать.

Какой будет ценовая политика вашей компании на ближайшее время?

— Мы пока еще не повышали цены, не пересматривали. Но я понимаю, что рано или поздно нам придется это сделать, потому что мы сейчас уже делаем закупки по новым ценам. Посмотрите, уже в марте цены на зерно, на кукурузу выросли в рублях, хотя это здесь внутри страны выросло. Но производители зерна также закупают импортную технику и прочее. Посмотрите, на полях в Ставрополье, Краснодаре, Курске – где там российская техника? Там импортная техника.

Если сравнивать ваши бизнес-подразделения, где сегодня худшая ситуация: в молочном производстве или в тепличном?

— Сегодня хуже в тепличном производстве. Основные федеральные сети, пользуясь моментом, имеют наценку на овощную продукцию до 300 процентов. Что у нас произошло на рынке? Многие люди сейчас из-за самоизоляции не ходят в большие магазины, а в основном ходят в магазины у дома. Естественно, люди в ожидании худшего деньги тратят не как раньше: больше тратят на крупы, макароны, тушенку, на продукты, которыми можно наесться и которые долго хранятся. Овощи — если честно, это не основной продукт питания. Я сейчас не говорю про “борщевой набор” — картошка, морковка, свекла и т.д. Я говорю про томаты и огурцы. Это не основной продукт питания, в продажах они резко упали. Но если вы посмотрите, в федеральных сетях, цены нигде не снизились. А цена закупочная упала почти в три раза. На днях Ассоциация “Теплицы России” написала письмо в правительство, что сегодня продажи, например, огурца идут в сети по ценам ниже себестоимости производства. И у тепличников, я считаю, в перспективе будут весьма большие убытки и даже разорения. Ведь производство нельзя остановить, а огурцы и помидоры — это скоропортящийся продукт.

А что с молочным бизнесом?

— Если спрос на молочку будет падать, крупные молочные комбинаты начнут уменьшать свои закупки. Это как с нефтью на рынке. Когда предложение превышает спрос, то вы видите, что творится. Сегодня с овощами такая же ситуация. С молоком сегодня начинается такая же ситуация, потому что производство кисломолочных продуктов замедляется. В сыре это еще не так заметно, потому что это продукт более долгого хранения, а на традиционную молочку темпы роста спроса и продаж снижаются.

Какие для себя видите задачи на ближайшее время?

— Для нас сейчас основная задача — постараться не повышать цены. Мы пока их не повышаем, но вопрос придется пересмотреть уже в ближайшее время. Мы сможем это тянуть максимум 2—3 месяца, но дальше уже нет. Мы не сможем так делать постоянно.

Как вы относитесь к одному из предложений государства — регулировать цены на продовольствие?

— Я считаю, что это не целесообразно. Мы все проходили регулирование цен на продукты питания, все заканчивается пустыми полками. Я считаю, что это популистские лозунги со стороны некоторых политиков, которые об этом говорят. Не реально и невозможно контролировать цены. Пусть тогда государство в этом случае обеспечит нас сырьем и материалами по старым ценам, тогда оно будет вправе требовать от нас, чтобы цены остались прежними. Я не думаю, что мера регулирования цен может серьезно обсуждаться. Государство должно сейчас думать, как помочь экономике.

А вам как сейчас помочь?

— Во-первых, снизить процентные ставки по кредитам. Центробанк может это сделать? Может. Второе, нефть сейчас очень дешево стоит. Тогда почему нельзя опустить цены на топливо, чтобы аграрии смогли провести весенне-полевые работы? Я думаю, можно. Третье, компании, которые производят минеральные удобрения, они же производят их из сырья из недр России. У нас в Конституции записано, что все недра принадлежат государству и гражданам страны. Пусть государство сделает так, чтобы эти «недра» внутри страны продавались по себестоимости производства. Но основное — это работа с банками, конечно.

Новости партнеров







Цифровизация на основе немецких технологий

Немецкие и австрийские компании имеют значимые компетенции в области разработки и внедрения современных ИТ-решений. О том, к каким из них российский бизнес проявляет особый интерес, рассказывает управляющий партнер австрийско-немецкой компании msg Plaut в России Вольфганг Кестлер

С бизнесом будут держать совет

Московские власти создали площадку, которая поможет объединить усилия бизнеса и города в восстановлении экономики после пандемии и выработке долгосрочной стратегии развития столицы. Уже сейчас экспертам очевидно, что главной точкой роста при этом должна стать реализация национальных проектов

«Организационный иммунитет» для компании

Условия пандемии заставляют компании адаптироваться к новым непростым рыночным условиям. О том, как успешно перестроить бизнес-процессы в соответствии с новыми реалиями потребительских предпочтений, рассказывает Сергей Ким, генеральный директор ООО Миле СНГ, представительства немецкого производителя бытовой и профессиональной техники премиум-класса Miele в России

ЮУрГУ получил первый на Урале нейрокомпьютер

Леонид Соколинский — о новейшем нейрокомпьютере на Урале, о будущем нейросетей и искусственного интеллекта

ММК серьезно нарастил чистую прибыль и доходность для акционеров

После снижения основных финансовых показателей во втором квартале 2020 года, вызванного последствиями пандемии коронавируса, по итогам третьего квартала Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» существенно нарастила выручку, чистую прибыль и свободный денежный поток
Новости партнеров

Tоп

  1. Запредельное зло и предел зла
    Искусство способно прикоснуться к тому, о чем больно даже думать. Хорошо ли это? Наверное, необходимо. Чаще — и лучше уж так — оно пугает нас выдуманными страхами, а если вдобавок стремится исцелить надеждой, то в нее хочется верить, как в реальную
  2. На войну в Карабахе отведено не много времени
    Минувшие выходные имеют основания войти в историю Армении как скорбные даты, а для Азербайджана, напротив, стать будущим военным праздником. На карабахских фронтах явно наметился перелом
  3. Тихая инфраструктурная революция
    Запуск строительства автодороги Москва — Казань сопровождается рядом решений, которые означают смену доминирующей парадигмы развития инфраструктуры. Мы двигаемся к новой картине рынка, состоящего из государственных проектных компаний-заказчиков и заемщиков, подрядчиков и частного бизнеса по оказанию услуг пользователям платных дорог, считает глава компании «Инфракап» Александр Баженов
Реклама