В кризис мало, кто кладет деньги под матрас, но многие в них вкладываются

17 июня 2020, 01:48

Карантинные меры привели к проблемам в продажах многих товаров, о чем в апреле рассказали аналитики Сбербанка. Причиной тому стало закрытие торговых и складских помещений, сокращение поставок сырья из-за границы, повышение цен, потеря гражданами работы. Оставались в плюсе представители FMCG-сегмента и фармацевтической отрасли. В то время мало, кто предполагал, что и производители матрасов примкнут к числу тех участников рынка, кто не потеряет, а даже выиграет в сложившейся ситуации.

Когда закрылись розничные точки продаж, многие продавцы и производители вынуждены были полностью уйти в онлайн-торговлю. Бизнес по производству и продаже ортопедических матрасов не стал исключением. Несмотря на то, что торговля в Интернете и раньше приносила ему больше дохода, чем ритейл, в этом году статистика по прибыли на несколько месяцев карантина стала существенно отличаться от аналогичного периода прошлого года.

Реализация матрасов носит сезонный характер, по этой причине ежегодно с марта по май в отрасли происходит снижение спроса, в мае падение достигает максимального уровня. Падающий тренд можно объяснить тем, что в феврале и марте потребители тратят накопления на традиционные подарки, а к середине весны вместо дорогостоящих покупок начинают копить деньги на летний отпуск.

Негативная тенденция сохраняется до июня, и только к середине месяца происходит постепенное увеличение спроса в среднем на 15—20%, к августу наблюдается выход на стабильный спрос. На позитивный тренд влияет окончание отпусков, ремонт в квартирах и подготовка к учебному году, когда потребители обновляют спальные места для себя и детей.

По сравнению с прошлым годом продажи за весенние месяцы выросли на 40%. Одной из причин стало резкое сокращение количества предложений на розничном рынке — более 1000 салонов «Асконы» и более 600 салонов «Орматек» закрылись, но спрос на их продукцию обновил рекорды по прибыли по онлайн-каналам не только для изготовителей, но и официальных дилеров.

После закрытия торговых залов у дилеров возникла угроза увольнения сотрудников, при этом количество заказов в интернет-магазинах стабильно росло. Обе эти причины стали поводом к тому, чтобы переориентировать менеджеров по продажам из ритейла в онлайн. Так поступил и один из крупнейших в России гипермаркетов товаров для сна «Матрас.ру». Таким образом, ему удалось сохранить рабочие места и справиться с возросшим потоком заказов.

Аналитики компании объяснили, что стало драйвером рекордного роста продаж. По их мнению, в марте и апреле потребители остерегались повышения цен ввиду угрозы нового витка экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и изменением курса рубля, случившихся еще до введения карантина. Все это послужило стимулом вложения денег в дорогостоящие товары.

В мае спрос оставался высоким, но чек снизился. Многие покупатели лишились работы, произошел отток населения из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Вернувшимся жителям для обустройства квартир требовались недорогие товары первой необходимости. Сами москвичи и жители других крупных городов уехали жить на дачи, по этой причине возрос интерес к бюджетным матрасам для обустройства спальных мест за городом.

Как сложится ситуация в летние и осенние месяцы сейчас можно лишь прогнозировать. Многие потребители остались без работы, кроме этого рынок уже в достаточной степени удовлетворяет спрос на матрасы. Все это может привести к постепенному снижению динамики продаж. Дилерам и производителям остается надеется, что позитивные и многообещающие слова президента России В.В. Путина в адрес компании «Аскона» станут пророческими.