Фиктивный риск

Ирина Коробкова
13 декабря 2002, 00:00

Несколько украинских законодателей поставили на грань выживания российско-украинский перестраховочный бизнес, а заодно и страхование на Украине в целом

Утверждая в конце прошлого года налоговое законодательство, депутаты Верховной рады озаботились заодно и проблемой утечки капиталов. Поскольку одна из распространенных схем увода денег из страны - перестрахование фиктивных рисков за рубежом (деньги отправляются иностранной перестраховочной компании, а так как риск фиктивный и страховой случай исключен, то назад уже ничего не возвращается), этой схеме решили поставить налоговый барьер. А именно: если перестраховщик "хороший", то операция перестрахования от налога освобождается. "Плохой" - придется уплатить 15-процентный налог. Ну решение философской проблемы отделения овнов от козлищ доверили кабинету министров, который должен принять постановление, определяющее круг компаний, операции с которыми освобождены от налогов.

И вот тут разгорелась нешуточная борьба. Каждый хотел сформулировать правило так, чтобы его партнеры оказались в числе привилегированных, а партнеры конкурентов - нет. Все сроки подготовки постановления уже нарушены. И вот наконец, после многих десятков согласований с ведомствами, при содействии Лиги страховых организаций Украины Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг подготовила компромиссный вариант документа. От налога освобождались операции с зарубежными компаниями, которые имеют рейтинг либо международных рейтинговых агентств, либо российского рейтингового агентства "Эксперт РА".

И когда все было успокоились, депутаты вдруг проявили бдительность и призвали чиновников исключить "Эксперт РА" из документов. Якобы и малоизвестно оно, и кто-то слышал о его необъективности...

Отбросим эмоции и проанализируем, к чему приведет депутатская инициатива. Более 90% перестрахования, исходящего за рубеж с Украины, приходится на Россию и другие страны СНГ, страны Балтии и Восточной Европы. Наверняка этот поток включает в себя те самые схемы, с которыми надо бороться. Но, согласитесь, явно не только их.

Значит, украинским страховщикам срочно придется переключаться на перворазрядные западные компании. Вроде бы замечательно. Однако обойдется такое обслуживание им дороже уже не на пресловутые пятнадцать процентов, а на все сто. В этой оценке сходятся и российские, и украинские специалисты. Дело в том, что придется платить и за брэнд, и за более мощную финансовую структуру, и за последствия 11 сентября, и за то, что перестраховщики экстра-класса напрямую или через посредников (вот и еще одна статья расходов) снизойдут до непонятных им рисков в загадочной стране, и т. д. Более того, не все риски вообще реально разместить на Западе.

По мнению специалистов одного из ведущих российских страховщиков, "Ингосстраха", данное решение фактически означает обложение 15-процентным налогом все операции, которые традиционно ведутся с Россией. В тяжелое положение попадут прежде всего компании, уже сделавшие ставку на перестраховочные емкости в СНГ и Балтии. Поскольку введение налога сделает такое перестрахование неэффективным, страховщикам в лучшем случае срочно придется заняться поисками альтернативных вариантов, а это сложно, в худшем - вообще разорвать договоры с клиентами.

Мощный удар получит не только едва вставший на ноги страховой рынок Украины, но и рынки других стран. Так, лишь тридцать российских компаний, прошедших рейтинговую процедуру в "Эксперт РА" (а "схемные" компании совершенно не стремятся к раскрытию информации и рейтингам), получают перестраховочную премию от украинских коллег примерно на 50 млн долларов (это более 12% всего перестрахования). Потеря этого бизнеса, конечно, не смертельна, но неприятна. Особенно в свете заверений о сотрудничестве президентов наших стран.

В аналогичной ситуации окажутся многие компании других государств СНГ, Балтии, Восточной Европы. Получать рейтинг в международных агентствах им невыгодно. Во-первых, дорого (а платить придется в конечном счете все тем же украинским страхователям). Во-вторых, низкие суверенные рейтинги все равно не позволят получить рейтинговые оценки, заложенные в упомянутом выше постановлении. В-третьих, международные методики не учитывают многих особенностей законодательства и делового оборота наших стран. Наконец, кроме украинских депутатов никто пока не требует получения международных рейтингов.

Например, представители Польского перестраховочного общества считают украинский рынок стратегическим для себя. Общество уже несколько лет гарантирует украинским партнерам перестраховочную защиту для классических типов рисков, таких как имущество, моторные риски, "зеленая карта". И именно по приведенным выше причинам общество остановилось на "Эксперт РА", как наиболее широко признанном среди страховщиков постсоциалистического пространства агентстве -его услугами сейчас пользуется около пятидесяти ведущих компаний этой территории.

С призывом найти разумный выход из создавшейся ситуации к украинскому кабинету министров уже обратился Всероссийский союз страховщиков. "Российские компании перестраховывают риски украинских страховых организаций уже в течение двенадцати лет. Все это время они делали это, не имея международных рейтингов, и тем не менее неукоснительно выполняли свои страховые обязательства, выплачивая украинским компаниям страховое возмещение. Нам неизвестен ни один факт необоснованного отказа российского перестраховщика в страховой выплате украинскому перестрахователю".

В конце сентября в Ялте состоялся международный форум участников страхового рынка, в котором приняли участие руководители большинства украинских страховых компаний, а также их партнеры из 18 стран. Никто из участников не усомнился в профессионализме "Эксперт РА", а в итоговом документе страховщики обратились к власти с предложением создать рабочую группу для доработки постановления.

А доработать его можно одним из трех способов. Первый - вернуться к исходному компромиссному варианту (по нашим сведениям, он устраивает всех, за исключением лишь одной из украинских финансово-промышленных группировок, которая несколько недель назад получила от "Эксперт РА" отказ на предложение проставить двум неизвестным компаниям рейтинг "не глядя"). Второй - заменить "Эксперт РА" другим местным агентством. Но пока таких нет, и поэтому "Эксперт РА" можно заменить лишь явно подставной структурой, созданной специально для отмывания денег. Этот вариант слишком явно попахивает коррупцией. И третий - оставить лишь международные рейтинговые агентства. По общему мнению, этот путь ведет к деградации украинского страхового рынка и подрыву налаженных связей с соседями.