Карамельные войны

Дмитрий Поддубный
13 декабря 2002, 00:00

"Мы как-то немножко Россию опережаем", - констатирует председатель правления АОЗТ "Харьковская бисквитная фабрика" и наблюдательного совета ЗАО Кондитерская фабрика 'Харьковчанка'" Алла Коваленко

- Какие факторы препятствуют вашей активности в торговле с Россией?

- Основной фактор - введение Россией в 2000 году, после антидемпингового расследования, запретительной пошлины на импорт карамели. Более того, совсем недавно Российская ассоциация кондитеров вышла с предложением ввести пошлину еще и на все какаосодержащие изделия. На сегодня им в этом отказано, но сам факт весьма показателен и свидетельствует об острой конкуренции между российскими и украинскими кондитерами.

- Можете сравнить конкурентную среду на украинском и российском рынках?

- Украинский рынок кондитерских изделий всегда был значительно более насыщенным, чем российский. В советское время именно на Украине, которая считалась житницей и сахаропроизводящей республикой, концентрировалось производство сладких изделий: поближе к источникам сырья. У нас ведь фактически в каждой области, в отличие от российских регионов, есть кондитерские предприятия. А с развитием здесь частного бизнеса, созданием упрощенной системы налогообложения для малых предприятий этот рынок получил еще большее развитие. Хотя, должна сказать, сейчас и Россия развивается в этом направлении довольно активно. Тем не менее на Украине на душу населения производится примерно в полтора-два раза больше кондитерских изделий. Но сегодня наши жители не могут позволить себе такое же количество сладостей, что в прежние времена. В России жизненный уровень повыше, и рынок не столь насыщен. В наших супермаркетах на полках может одновременно быть представлено семьсот-восемьсот наименований кондитерской продукции, в российских ассортимент в среднем на двадцать-тридцать процентов меньше.

- Какие конкурентные преимущества имеете вы, а какие - россияне?

- У российских производителей преимуществ гораздо больше. Например, там НДС далеко не на все виды сырья составляет двадцать процентов. На муку, например, этот налог - десять процентов. Уже хотя бы поэтому конкурировать с российской мучной кондитеркой довольно сложно. Энергоресурсы у них значительно дешевле. Перевозки в России тоже дешевле, поскольку ниже цены на топливо. Наконец, подоходный налог с граждан у них ниже, значит, уровень зарплат выше и потребительский рынок активнее. Хотелось бы, конечно, помечтать о паритетных ценах на энергоресурсы и единообразном НДС. Но, думаю, даже в рамках Единого экономического пространства этого не будет, ведь все равно у нас разные государства и разные законодательства.

- За счет чего вам тогда удается достигать успехов на российском рынке?

- Во-первых, за счет качества. Во-вторых, ценой снижения собственной рентабельности. Ее уровень совсем невысокий. Наконец, мы конкурируем за счет разнообразия продукта, его новизны. Мы как-то немножко Россию в этом вопросе опережаем. Знаете, в трудных условиях человек становится шустрее и изворотливее. Вот и мы так. Могу на примере своей фабрики сказать: мы делаем такие виды продукции, которые Россия до сих пор не освоила. Скажем, отливная карамель, вафельные корнеты или печенье в шоколаде - всего этого ни один производитель в России не делает.

- Как изменилась структура вашего экспорта после введения РФ пошлины на карамель?

- Наш экспорт растет, но при этом доля России в нем уменьшается. Рост идет за счет Казахстана, Азербайджана и стран дальнего зарубежья: мы никогда столько не продавали в США, Германию, Израиль, Монголию. Если раньше в нашем экспорте доля России составляла семьдесят процентов, а тридцать процентов - все остальные страны, то теперь соотношение поменялось диаметрально: тридцать процентов - Россия, семьдесят - другие государства.

- И на чьих рынках работать проще?

- В дальнем зарубежье работать, безусловно, труднее. Каждая страна очень требовательно относится к импортному продовольствию. Например, в Германии тщательно анализируют все ингредиенты, из которых изготовлен продукт, предъявляют очень жесткие требования по протеинам, жиру молока и так далее. Но мы сертифицировали производство на соответствие международным стандартам качества в системе ISO. В целом мы считаем эти рынки очень перспективными.

- А каковы перспективы на российском рынке?

- Терять его не хотелось бы, и мы все равно будем на нем работать. И с новыми, и с традиционными продуктами. Полагаю, наши объемы поставок в Россию не упадут, а будут расти. Хотя в структуре экспорта они, скорее всего, так и останутся на отметке около тридцати процентов.

- А на украинском рынке активность россиян ощущается?

- Безусловно ощущается. Особенно велико присутствие в сегменте шоколадных изделий. Например, Покровская фабрика специально для нашего рынка даже выпустила серию шоколадов "Спокуса" (укр. "искушение". - "Эксперт".). Россияне - традиционно серьезные конкуренты, особенно московские производители. И Россия может получить еще больше конкурентных преимуществ, если добьется отмены пошлины на импорт какао-продуктов.

- Но вы пытаетесь противостоять вторжению, и по вашей инициативе начато антидемпинговое расследование в отношении российских бисквитов. Чем оно завершилось?

- Результата расследования пока нет, но он должен появиться до конца года. Дело в том, что российские бисквиты и рулеты на украинском рынке продаются значительно дешевле, чем в России. Что это, если не демпинг? Между прочим, украинская карамель, цены на которую в свое время посчитали демпинговыми, на российском рынке стоила дороже, чем на Украине. Да, мы просили правительство ввести импортную пошлину на бисквиты и рулеты на уровне тридцати процентов. Надеюсь, правительство пойдет нам навстречу. Даже если пошлина составит восемнадцать-двадцать процентов, возможность демпинга будет исключена.