Рассвет от Philips

Анастасия Алексеева
29 сентября 2008, 00:00

В поисках путей развития компания выходит в новые неожиданные ниши. В Philips считают, что для этого не надо ничего придумывать — стоит лишь внимательно посмотреть вокруг

За последние три года голландская корпорация Philips, раньше знакомая потребителю больше как производитель бытовой техники, потратила 10 млрд евро на приобретение новых активов. Теперь она стала лидером на рынке осветительного и медицинского оборудования. Компании удалось существенно изменить свой имидж в глазах потребителей и предложить им принципиально новый взгляд на, казалось бы, хорошо знакомые вещи. Например, на будильник, который, оказывается, может быть световым. О достижениях и перспективах корпорации «Эксперту» рассказал глава представительства Philips в России, Белоруссии, на Украине и в Центральной Азии Йоост Лейфланг.

— Два года назад Philips провела реструктуризацию, в результате которой в корпорации осталось три подразделения: здравоохранение, освещение и потребительские товары. Чем объясняется такая структура компании?

— Мы просто внимательно смотрим, что происходит вокруг, и выделяем основные тенденции в бизнесе и маркетинге. В сущности, любая компания должна пересматривать свою структуру таким образом. Не надо пытаться приспосабливать то, что вы делаете, к окружающему миру, нужно поступать как раз наоборот. Проводя реструктуризацию, мы выделили для себя несколько глобальных тенденций, которые являются определяющими для нашего бизнеса.

Прежде всего это глобализация, которая также означает, что население все активнее перемещается из сельской местности в города. Люди привыкают к другим стандартам жизни, хотят жить лучше. Хотят молодо выглядеть и как можно дольше хорошо себя чувствовать. Как следствие, затраты на здравоохранение растут необыкновенно высокими темпами. Вторая тенденция — изменение климата и необходимость экономно потреблять электроэнергию. Третье, на что мы ориентируемся, — это сами потребители, которые хотят окружить себя в повседневной жизни товарами самого высокого качества и очень хорошо знают, что им нужно.

Три сектора нашей компании как раз соответствуют этим тенденциям. Сектор «Потребительские товары» позволяет человеку окружить себя комфортом. «Здравоохранение» помогает ему бороться с возрастными изменениями и сохранять здоровье в разные периоды жизни, а «Освещение» — экономить энергию. Вы знаете, что города тратят 20 процентов своего бюджета на освещение? Наши технологии позволяют сократить затраты вдвое. Причем мы предлагаем не только экономичные, но и эстетически привлекательные и полезные для здоровья световые решения.

Могу вам привести такой пример новых разработок Philips в освещении. Сегодня практически каждый человек просыпается по звонку будильника, и это вряд ли можно назвать естественным и приятным пробуждением. Конечно, вместо противного звонка можно включать радио или музыку. Тем не менее самое естественное пробуждение — от дневного света, поэтому компания Philips сконструировала будильник Wake-up Light, который будит светом. За полчаса до подъема будильник начинает освещать комнату, с каждой минутой его свет становится ярче. И уже только после этого в установленное время раздается пение птиц или, скажем, шум моря.

— За последние три года Philips потратила 10 миллиардов евро на новые активы. Какие компании и на каких рынках были приобретены?

— В основном мы покупали предприятия в области здравоохранения и освещения. Все, что мы бы хотели иметь в секторе потребительских товаров, на тот момент у нас уже было, поэтому мы уделяем внимание усовершенствованию нашей продукции и ее разнообразию. В других секторах необходимость новых приобретений еще сохраняется. Например, в первом квартале 2008 года за 1,9 миллиарда евро Philips приобрела занимающуюся освещением компанию Genlyte, что позволило нам продавать осветительные приборы практически по всему миру, до этого в половине стран наша продукция не была представлена.

Что касается здравоохранения, то в начале года мы купили компанию Respironics за 3,4 миллиарда евро. Respironics разрабатывает методы лечения нарушений сна — это новая область медицины, которая до сих пор оставалась единственным сегментом, где Philips не была представлена. Нарушения сна опасны тем, что человек, просыпаясь по много раз за ночь, не успевает отдохнуть и из-за этого происходят сбои в работе систем организма. Поэтому проще предотвратить такую болезнь, чем потом лечить последствия.

— Насколько различаются названные вами сектора в мире и в России?

— Различия определяются уровнем развития стран — потребности у всех одинаковые. Возьмем, например, экономию энергоресурсов. В США, особенно в Калифорнии, стремятся использовать экологически чистую энергию. В России к этому подходят иначе: чтобы меньше платить, просто экономят электричество. Однако необходимость бережно относиться к использованию ресурсов есть во всех странах, поэтому мы и говорим, что это глобальные тенденции. Разнятся только нюансы.

— Считается, что Россия не самая экологически чистая страна...

— Это дело времени. Посмотрите на Китай до и после Олимпийских игр. Им пришлось значительно снизить уровень вредных выхлопов за весьма короткое время. И ничего, справились. Такая проблема существует во многих странах: в крупных городах часто невозможно открыть окно из-за высокого уровня загрязнения воздуха. В таких городах скоро никто не захочет жить, и властям придется эту проблему решать.