Горячая точка финансиста

Алексей Буланов
29 июня 2009, 00:00

Об особенностях шведского банкинга и о своей деятельности в России «Эксперту» рассказал председатель правления ОАО «Сведбанк» Раймо Вало Юхани

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Швеции в России

— Как Сведбанк и вы лично пришли в Россию?

— Для меня карьера в финансах началась с работы пожарным. Пока я учился, я девять лет проработал в пожарной части. И теперь я думаю, что в этих двух видах деятельности есть много общего. Вероятно, поэтому моя дальнейшая работа во многом оказалась связна с самыми «горячими» и перспективными рынками, такими как Россия.

В 1999 году, отправляя меня открывать наш филиал в Польше, мой начальник сказал: «Не звони, если будет трудно». Было действительно трудно. Отношение властей и Центробанка Польши было такое: «Если вы думаете, что мы вам будем помогать, то вы сильно ошибаетесь».

Когда я приехал работать в Россию, то понял, что работать здесь проще, отношение властей было значительно более адекватным. Сведбанк пришел в Россию в 2005 году, тогда еще под именем Hansabank. Изначально мы были небольшим корпоративным банком, но с 2007 года Сведбанк стал активно развивать розничное направление, и я могу сказать, что сейчас мы полноценный универсальный банк. В настоящее время корпоративный портфель в Сведбанке по-прежнему доминирует и составляет порядка 80 процентов от общего портфеля банка, но розничный бизнес растет очень активно: с начала 2008 года база клиентов банка увеличилась в пять раз.

— В чем особенности так называемого скандинавского банкинга и как он работает в России и странах Восточной Европы?

— Скандинавский банкинг — это прежде всего стабильность и история в несколько столетий. Скандинавские компании, в том числе и банки, объединяет то, что они работают по всему миру, гордятся своими корнями и не стремятся стать по-настоящему глобальными. Скандинавская система известна своей этичностью, честностью и справедливостью.

Сегодня банковский бизнес в России уже достаточно развит: продуктовая линейка почти во всех банках одинакова. В такой ситуации преимуществом становится сервис. А сервис — это ключевое понятие для нас. В Swedbank Group один из главных принципов — Service Leadership, что на русский можно перевести как «лидер в обслуживании». Мы понимаем, что должны предлагать хороший продукт и сопровождать его достойным сервисом. Тем не менее мы не можем бесконечно удешевлять свой продукт, потому что мы работаем на рынке, который диктует свои условия.

В странах Балтии и на Украине Сведбанк представлен более широко. На Украине у него свыше 200 офисов и отделений, в Эстонии — 82, Литве — 120, в Латвии — 70. В этих странах свыше пяти миллионов частных лиц — клиенты Сведбанка.

Несмотря на то что у группы существует единая стратегия развития, ее страновые подразделения адаптируются к местным условиям. У нас достаточно автономии, чтобы развиваться в условиях российского рынка. К сожалению, мировая практика знает немало примеров, когда компании не удалось полностью реализоваться на местном рынке из-за того, что стратегия «материнской» структуры доминировала.

— Какие коррективы внес кризис в стратегию банка? Считаете ли вы, что все ваши шаги в Восточной Европе, и прежде всего в прибалтийских странах, были верными?

— Бизнес Swedbank Group в Балтии действительно подвергся самым серьезным испытаниям, но ситуация под контролем. Президент группы Майкл Вольф уверен, что Сведьбанк делает правильные шаги для стабилизации на этих рынках. В недавнем отчете Центрального банка Швеции прогнозируется, что шведским кредитным учреждениям придется увеличивать резервы, чтобы скорректировать рост просрочки, но капитализация банков достаточно высока, чтобы выстоять даже при самом пессимистичном сценарии.

В России кризис тоже заставил нас несколько пересмотреть или отложить на время реализацию некоторых планов. Например, нам пришлось замедлить темпы наращивания филиальной сети. Как только ситуация изменится, станет более прогнозируемой, мы вернемся к своему плану. Ведь кризис — это не лучшее время для экстенсивного роста.

В текущей ситуации, наверное, самым правильным решением для банка будет сосредоточиться на имеющейся клиентской базе. Банк может заняться улучшением продуктовой линейки. Наиболее оптимальным сейчас станет продвижение продуктов, связанных с короткими деньгами, — кредитные карты, потребительские краткосрочные кредиты и так далее.

— Каковы дальнейшие планы компании в России?

— Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы по-прежнему с оптимизмом смотрим на российский рынок. В первом квартале 2009 года депозитный портфель вырос почти на 300 процентов, кредитный портфель увеличился на 77,6 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Сведбанк в России демонстрирует достаточно хорошие и стабильные результаты. У нас, например, процент просроченной задолженности гораздо ниже, чем в среднем по российскому рынку, и один из самых низких в группе.

Сведбанк будет развивать бизнес в России, ведь мы сюда пришли всерьез и надолго.