Фондовая биржа ММВБ собирается ограничить возможности для манипуляций ценами. Для этого разработан пакет мер, в который входит три механизма. Во-первых, ужесточение лимитов колебаний цен. Во-вторых, институт специалистов. И в-третьих, так называемый механизм дискретного двойного аукциона. Последний должен быть введен в действие 2 октября, ужесточение лимитов произойдет этой осенью, а институт специалистов теоретически уже существует, но на практике пока нет ни одного профучастника, который решился бы взять на себя функции специалиста.
Зачастили манипулировать
Название «пакет мер» для разрозненных механизмов и спешка в его создании и анонсировании (механизм дискретного аукциона был представлен журналистам в середине июля, за месяц до отправки документов на согласование в ФСФР) объясняются просто. 2006 год стал особенно урожайным на махинации с впервые выводимыми на биржу акциями. Классическим примером манипуляций с новыми бумагами до этого времени считалась ОГК-5: в первый день торгов в сентябре 2005 года акции компании покупались и продавались по 11 с лишним рублей, на следующий день цена упала ниже двух рублей и не поднималась с этого уровня ни разу. В мае 2006 года сходным образом недобросовестные игроки поступили с акциями «Полюс Золота». 12 мая, в первый день торгов акциями золотодобывающей компании, котировки находились на уровне 8000–10 000 рублей за акцию, что в четыре раза превышало справедливый уровень цен, а заодно и уровень цен в РТС. Виновным был назван брокер компании «Регион», который якобы по ошибке выставил заявки на такую цену. ФБ ММВБ вынесла ООО «Брокерская компания “Регион”» официальное предупреждение за манипулирование ценами, а ФСФР России направила «Региону» письмо «о необходимости принятия мер, направленных на предотвращение возникновения аналогичных ситуаций в дальнейшем». Однако это были цветочки. 12 июля на бирже начали торговаться акции ТГК-6, и первые сделки проходили по цене 5 копеек за акцию, то есть более чем в два раза выше справедливой цены (1,7–1,8 копейки). То же самое повторилось 17 июля с акциями ТГК-5. Возмущенные брокеры обвинили в недосмотре биржу и ФСФР. «У нас до сих пор действовали просто лимиты колебаний цен, но случаи с выводом новых компаний на биржу этим летом, в частности с ТГК-6, показали, что нужны более серьезные меры для предотвращения излишних колебаний цен», — говорит заместитель генерального директора фондовой биржи ММВБ Геннадий Марголит.
Сейчас торги акциями, в том числе новыми, проходят по системе непрерывного аукциона. Это означает, что сделки начинают проводиться сразу же при подаче заявок — при условии, что для сделки находится вторая сторона. По прошествии десяти сделок на основе их результатов рассчитывается средняя цена, от которой и «откладываются» максимальные лимиты колебаний цены вверх и вниз. Все заявки, отклоняющиеся от средней цены более чем на 30%, отсекаются. Даже в случае ужесточения лимитов колебаний (с 30 до 15%) такая система при работе с новыми акциями имеет ряд серьезных недостатков. Ведь получается, что игроки, заключающие первые десять сделок, не защищены от недобросовестных участников торгов, выставляющих заявки по чересчур завышенным, далеким от справедливых уровней ценам, что и продемонстрировали случаи с ТГК-6 и ТГК-5. Более того, завышая цену в заявках, недобросовестные игроки влияют и на среднюю цену торгов. Все эти недостатки, как предполагается, исчезнут с введением механизма дискретного аукциона.
На практике он будет выглядеть следующим образом. Участники торгов выставляют свои заявки по новой бумаге. Заявки видны в «стакане котировок». При этом сделки не проходят тотчас же, как только нашлись покупатель и продавец с заявками на одинаковую цену. Сначала на основе поданных заявок биржа рассчитывает для каждой цены общий объем спроса и предложения, потом количество ценных бумаг. Та цена, по которой участники готовы купить больше всего бумаг (и по объему, и по количеству), «побеждает». Она признается справедливой, и по ней новая акция начинает торговаться. При этом из заявок, поданных в ходе дискретного аукциона, исполняются те, которые пересекаются с ценой аукциона, а неудовлетворенные становятся в очередь.
Если в ходе дискретного аукциона выявляется сразу несколько цен с одинаковым объемом спроса и предложения, то конечная цена определяется как среднее арифметическое максимальной и минимальной из возможных. Если цены продавцов и покупателей не пересекаются вообще, то биржа выявляет отдельно самую «популярную» цену покупки и цену продажи, а итоговую цену дискретного аукциона рассчитывает как среднее арифметическое между ними.
Параметры, по которым будет выбираться цена дискретного аукциона, таковы. Заявки на покупку и продажу должны подать не менее четырех-пяти участников. Величина спроса и предложения станет определяться биржей для каждой конкретной бумаги и будет зависеть от ее ликвидности. «Если начинает торговаться очередной выпуск акций эмитента, который уже представлен на бирже, то мы знаем, что бумага эта ликвидная, и в данном случае объем спроса и предложения должен быть повыше, — поясняет г-н Марголит. — Если все необходимые параметры не будут достигнуты, скажем, в первый день торгов, вторичные торги будут отложены до следующего дня, и так далее».
Кто пойдет паровозиком
По словам ведущего консультанта компании«Финэкспертиза-капитал» Андрея Шакирова, в этом случае существует риск, что, если акция низколиквидна, а покупатели и продавцы не желают уступать друг другу (ни снижать, ни повышать цены в своих заявках), торги могут не начаться никогда.
Как раз в такой ситуации способен оказаться полезным институт специалистов — профучастников, которые выставляют котировки на покупку и продажу и создают ликвидность. Институт специалистов фондовая биржа ММВБ анонсирует давно, но пока дальше переговоров дело не идет. В отличие от фондовой биржи РТС, которая в августе запустила сходный проект «Биржа для эмитентов», правда, пока всего лишь с одним профучастником.
«Наша концепция института специалистов предполагает, что они будут поддерживать котировки по откровенно неликвидным бумагам. При этом мы не будем платить специалистам вознаграждения, мы считаем, что им будет интересна уже сама возможность представлять эмитента и выставлять котировки по бумаге», — рассказывает г-н Марголит. Впрочем, по мнению г-на Шакирова, кое-какие преференции для профучастников, ставших специалистами, все-таки будут: они могут быть освобождены от комиссий или иметь приоритет при размещении новых акций.
На ММВБ говорят, что во многих странах механизм дискретного аукциона — обычная практика для торгов новыми акциями. А участники российского рынка пока никак не комментируют новые правила, хотя в целом одобряют их, как и любую меру против манипуляций. Беда в том, что в отсутствие полноценного законодательства об инсайде и манипулировании рынком никакая биржа и никакой механизм по отдельности не смогут остановить недобросовестных участников. В запасе у манипуляторов есть целый арсенал действий:
- «фиктивные продажи» — совершение сделок с ценными бумагами, в результате которых не меняется владелец этих бумаг;
- «совпадающие приказы» — одновременное выставление находящимися в сговоре участниками заявок на покупку и продажу по одинаковой цене, серьезно отклоняющейся от справедливой);
- «раскрашивание ленты» — совершение серии сделок с целью создания видимости повышенной торговой активности;
- «накачка и сброс» — совершение серии покупок с целью демонстрации повышенной торговой активности, для того чтобы взвинтить цены, а потом продать акции.
Иными словами, заинтересованным игрокам ничего не стоит при необходимости создать нужный объем торгов по бумаге — даже в первый день торгов! — и биржа никак не сможет определить, является большой объем спроса и предложения реальным или сфабрикованным. Получается, что даже при соблюдении всех условий торгов цена все равно теоретически может быть завышена манипуляторами в своих интересах. И биржа обладает скудными возможностями наказания нарушителей: это официальное предупреждение, наложение штрафа от 300 до 3000 долларов, приостановка допуска к торгам на бирже на срок до трех месяцев и исключение из состава участников торгов. Так что инвесторам по-прежнему придется быть очень внимательными, особенно с новыми акциями.