Еще в прошлом году казалось, что цены на жилье уже достигли потолка. Но начало 2008 года показало, что такие выводы делать рано: стоимость 1 кв. м резко возросла как в столице, так и в регионах.
Риэлтеры радостно заявляют, что с начала года наблюдают ажиотажный спрос со стороны покупателей недвижимости (рост числа сделок увеличился в два раза), что сроки экспозиции квартир сократились, а цены растут как на дрожжах. Если первые два утверждения проверить невозможно, то третье — абсолютно верно. Средний рост стоимости 1 кв. м в столице в январе, по данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» (ИРН), составил 7,8%. «Дорожало все: эконом– и бизнес-класс, панель и монолит, центр и спальные районы, одно-, двух-, трехкомнатные квартиры», — отмечает руководитель проекта «Анализ рынка недвижимости» (АРН) Андрей Бекетов. По данным холдинга «Миэль», больше всего подорожали квартиры в панельных новостройках — на 8%, стоимость квартир на «вторичке» подросла на 5%. Продолжился рост и в феврале: только за одну неделю (с 4 по 10 февраля) цены на вторичном рынке в Москве, по данным АРН, увеличились почти на 4%. Темпы роста цен в регионах не отстают от московских, а кое-где и в несколько раз обгоняют их. Так, в Волгограде в январе стоимость 1 кв. м выросла на 27,6%! В Красноярске и Нижнем Новгороде рост составил 7,4 и 7,1% соответственно. Подскочили цены на жилье и в Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске.
Нынешний рост стоимости — иррациональный, считают эксперты. «Наложились друг на друга сразу несколько психологических факторов, которые и привели к подобному развитию событий, — объясняет “ценовое безумие” руководитель центра ИРН Олег Репченко. — Проблемы на фондовом рынке стали одним из катализаторов роста. За последние недели только ленивый не обсуждал идею о перетекании инвестиций с фондового рынка на рынок недвижимости. Разумеется, продавцы квартир — как застройщики и риэлтеры, так и частники — не замедлили поднять цены на свой товар». Сюда же в качестве катализатора повышения стоимости можно отнести и слухи о грядущей деноминации рубля и возможном дефолте.
«Фондовый рынок действительно уже не кажется инвесторам удобным инструментом для сохранения капитала: многие решили переложить деньги в более предсказуемый и понятный актив — недвижимость», — отмечает директор по развитию компании «Жилторг» Иван Гурьев, но не все согласны с такими выводами. «Крупные деньги (с фондового рынка) будут перетекать в сектор недвижимости, но скорее не на рынок квартир, а в другие сегменты — например, в коммерческую недвижимость. Для мелких же инвесторов, которые вкладывали в ПИФы свои сбережения в размере $10–100 тыс., порог входа на квартирный рынок при нынешних ценах уже слишком высок», — считает Олег Репченко. Несмотря на то что объемы сделок по-прежнему невелики, рынок недвижимости переживает фазу неадекватности: при отсутствии экономических причин цены растут на тех или иных страхах потребителей.
Впрочем, такая ситуация долго продолжаться не может. «Даже если квартир мало, но людей, способных купить их по заданным ценам, еще меньше, то поднимать стоимость еще выше уже не получится. Фондовый рынок постепенно стабилизируется, так как реальных причин для глобального экономического кризиса или дефолта сейчас нет. Поэтому ориентировочно к марту-апрелю вся нынешняя паника прекратится, а рост цен будет умеренным, на уровне инфляции», — прогнозирует Олег Репченко. Нельзя исключить, что нынешние аппетиты продавцов аукнутся им в будущем: ведь чем выше задираются цены на жилье, тем более вероятным становится наступление кризиса на рынке недвижимости.