Мост на бис

Юлия Попова
28 февраля 2000, 00:00

Футурологические видения оживают в проектах новых мостов

Спору нет, мостам больше, чем другим архитектурным сооружениям, повезло по части образов и ассоциаций. Скажешь "мост" - так и просится что-нибудь вроде "из прошлого в будущее". За положение между водой и небом, между берегами, то есть вне пределов обычной жизни, мосты всегда любили писатели и кинематографисты и не раз превращали их в подмостки для решающих сцен. Да и литературные персонажи не оставляли мосты без внимания: кто не помнит, как помещику Манилову в сладких хозяйственных грезах мерещился прообраз современного торгово-пешеходного моста, где в лавках сидят купцы и торгуют нужным в крестьянском хозяйстве товаром. Да и каким еще сооружениям так повезло с природными прообразами, как мосту с радугой? Не везет мостам только в большом современном городе. Из величественных архитектурных сооружений они все больше превращаются в безликие участки транспортной сети.

Встреча мостов

Но у мостов есть шанс вернуть себе уважение. Это главное, что обещает выставка "Мост XXI века", проходящая в "Доме на Брестской" - Московском комитете по архитектуре. Ее цель выбрать лучшие проекты для Москвы, чье развитие требует строительства новых мостов. А новое, как известно, это хорошо забытое старое. Поэтому ретроспективный показ старых идей - от футуристических мостов-фантазий времен авангарда до концептуальных проектов архитекторов-"бумажников" последних двух десятилетий - оказался на выставке как нельзя кстати.

В самом деле, именно величественные панорамы, извлеченные на свет божий из запасников Музея архитектуры, подтверждают, что сегодня любоваться такими красавцами, как Бородинский мост в Москве, лучше на старых акварелях и фотографиях. И не потому, что старые акварели их приукрашивают. А потому, что даже те мосты, что возводились в 1930-е годы, как Большой Устьинский, были рассчитаны на другие пространства и другие скорости. Сегодня, когда и сами они, и близлежащие набережные превратились в магистрали, забитые автомобилями, их красота буквально съедается городской сутолокой.

Следовательно, у современных мостостроителей есть два пути сделать свои произведения важными элементами городского пейзажа. Первый - изобрести формы, выдерживающие столкновение с современной жизнью, то есть такие, которые не растворятся в пространствах мегаполиса, пролетаемых на больших скоростях. Второй, прямо противоположный, - остановить движение.

Выстрел из арбалета

Что касается ультрасовременных форм, то изобретать их нынешним проектировщикам помогают мастера уходящего ХХ столетия. В "городах будущего", которые будоражили воображение мечтателей, мосты занимали далеко не последнее место. Яков Чернихов, которого называли "русским Пиранези" за его фантасмагорические архитектурные видения, представлял себе гигантские арочные мосты, возносящиеся над целыми городскими кварталами. В 1960-е годы француз Йон Фридман на волне нового "футурологического взрыва", порожденного бедами урбанизации, создал эскиз "города-моста", где новые районы вырастали непосредственно над старыми частями дряхлого мегаполиса, как цветы на тонких вантовых стеблях.

То были видения далекого будущего, не рассчитанные на скорое воплощение. Но судя по новым проектам, представленным на выставке, это будущее незаметно наступило. Динамичные, неожиданные, выстреливающие на огромные расстояния, взлетающие над водной гладью, городскими кварталами, транспортными развязками и дорогами, связывающие разные районы и даже округа, новые мосты кажутся осуществлением смелых архитектурных фантазий прошлого. Не случайно авторы целой семьи ошеломительных по красоте мостов - "Арбалет", "Бумеранг", "Кузнечик", "Дуэт" - посвятили их русскому архитектору Ивану Леонидову - мечтателю, романтику-конструктивисту.

Воздушный аттракцион

Другой способ вернуть внимание к мостам - превратить их в своего рода аттракцион для пешеходов. Страсть современного человека к разным чудесам, вырывающим его из повседневной жизни, давно известна архитекторам. Потворствуя этой страсти, архитекторы готовы заставить людей заниматься самыми банальными делами - покупкой ботинок или поглощением пищи - то на запредельной высоте, то под землей, то на плаву, а то и на дне морском (если верить проектам размещения ресторана глубоководной кухни на дне Красного моря).

Мост в этом смысле - просто находка для гуляющей публики. Столетиями на мостах продавали и покупали, обменивали монеты и обменивались новостями, пока транспорт не смел с них лавки купцов и менял. Если вернуть магазины на старинный мост, то получится аттракцион для туристов вроде моста Риальто в Венеции. Если на новом мосту расположить магазины вместе с кафе, зимним садом, скамейками и даже офисами, подобно тому, как это сделано на московском мосту "Багратион", то получится нечто большее, чем просто аттракцион. Получится улица, поднятая над землей. А это вновь возвращает нас к "городам будущего", столь любимым в ХХ веке.