Выкрутились

Елена Маковская
28 февраля 2000, 00:00

Онэксимбанк реализовал прецедентную схему реструктуризации своих внешних долгов

История переговоров Онэксимбанка с его западными кредиторами достигла кульминации. После подписания рамочного соглашения о реструктуризации долгов и очередного продления срока действия банковской лицензии до 1 июля трудно представить, что может помешать дальнейшей реализации сделки, названной председателем правления Онэксимбанка Михаилом Прохоровым "беспрецедентной". По его словам, сделка по реструктуризации задолженности Онэксимбанка впервые позволила создать модель, соединяющую западную практику и российское банковское законодательство.

Размер внешних обязательств "Онэксима" перед иностранными кредиторами после финансового тайфуна августа 1998 года составил 800 млн долларов, и это без учета долгов по форвардным валютным контрактам.

Программа реструктуризации задолженности Онэксимбанка в ее окончательном виде предусматривает погашение 105 млн долларов наличными деньгами и переоформление 130 млн долларов в 12-летние еврооблигации Росбанка. Последний, попросту говоря, выкупит согласованную с кредиторами часть активов "Онэксима", расплачиваясь "живыми" долларами и долгосрочными еврооблигациями.

Сделка предусматривает создание трех трастовых компаний, две из которых будут принадлежать кредиторам, а через третью, принадлежащую Росбанку, он и обменяет свои облигации на определенные активы Онэксимбанка. В обмен пойдут активы, достаточно привлекательные для Росбанка, но малоинтересные для иностранцев, - например, акции Московской межбанковской валютной биржи. Малая часть активов останется в самом Онэксимбанке. Какая именно - пока говорить рано, поскольку детальный план разделения активов не утвержден.

Переговоры о реструктуризации одновременно проводились и с внутренними кредиторами, чьи требования также учтены программой (их голоса за реструктуризацию составили 95% от общего числа; среди кредиторов нерезидентов таких голосов насчитывалось 99%).

Разным группам кредиторов предложены несколько различные условия реструктуризации. Так, владельцы еврооблигаций смогут получить поменьше денежных средств и побольше облигаций. Однако, по свидетельству представителя банка, взаимоотношения различных групп кредиторов основаны на соблюдении принципа "равной приведенной стоимости", то есть требования всех кредиторов удовлетворяются в справедливой пропорции.

"Без участия Росбанка реструктуризация задолженности 'Онэксима' была бы невозможной, - убежден его первый зампред Владимир Рыскин. - Капитализация Росбанка, готовность выпустить и обслуживать еврооблигации стали ключевым моментом для создания программы. Для того чтобы иностранные кредиторы согласились взять эти инструменты, они должны убедиться в том, что бумаги будут нормально обслуживаться".

Модель выпуска и схема обслуживания еврооблигаций Росбанка разрабатывались инвестиционной компанией "Флеминг ЮСБ" совместно с KPMG, финансовым консультантом со стороны иностранных кредиторов. Она опиралась на прогнозный расчет прибыли банка, учитывала потенциальные возможности Росбанка по обслуживанию облигаций и выплат по ним. Анализ показал, что примерно 130 млн долларов облигационного займа Росбанк сможет обслуживать ежегодно.

Юридически Росбанк никоим образом не является ответственным за долги "Онэксима". Зато по обслуживанию еврооблигаций после подписания соглашения об их выпуске у Росбанка возникает полная ответственность. К принятию данной части сделки, судя по всему, кредиторов склонило соображение о том, что ни изменение цен на нефть, ни разнообразные госдефолты обязательств Росбанка по еврооблигациям отменить не в состоянии.

"Самым сложным на начальном этапе переговоров оказалось убедить кредиторов занять конструктивную позицию, которая позволяла бы начать обсуждать, что произойдет, если они нам поверят, - рассказал Владимир Рыскин. - Для того чтобы добиться реструктуризации задолженности, банку требуются доверие, установление принципа равенства прав всех кредиторов и, что чрезвычайно важно, четкое соблюдение процедуры хода переговоров по реструктуризации". Г-н Рыскин признал, что Онэксимбанк "неоднократно предлагал зафиксировать задолженность кредиторов по форвардным контрактам, не дожидаясь согласования общей структуры сделки". Однако ему быстро объяснили, что сначала нужно зафиксировать сделку в целом, а потом переходить к требованиям различных групп.

В ближайшие три месяца Онэксимбанку предстоит проработать ряд дополнительных технических соглашений по различным специфическим вопросам. К ним, например, относится следующий. До кризиса "Онэксим" выступал крупнейшим среди российских банков партнером иностранцев по рублевым вложениям средств нерезидентов со счетов типа "С". Урегулирование этих обязательств предусматривается в валютных инструментах. Следовательно, курсовые соотношения предстоит зафиксировать отдельным техническим соглашением.

Если процесс реструктуризации завершится к июлю этого года, есть основания ожидать остановки процедуры банкротства "Онэксима". Скорее всего к этому времени будет окончательно утвержден план его слияния с Росбанком. На этот срок, вероятно, будет снова продлено действие онэксимовской лицензии. Возврату лицензии помешает невозможность исполнять добрую дюжину обязательных нормативов ЦБР.