Бензин еще подорожает

13 марта 2000, 00:00

Сезонное снижение потребительских цен на автомобильный бензин, начавшееся в России в декабре 1999 года (в среднем по основным маркам за зимний период бензин подешевел на 6-7%), как и следовало ожидать, к концу февраля прекратилось. По данным Госкомстата РФ, за последнюю неделю месяца цены как на низко-, так и на высокооктановые марки практически не изменились. Среднероссийская стоимость литра бензина на 28 февраля составила 6,26 рубля, или примерно 22 цента по текущему курсу.

Долгое время - с конца 1995-го до середины 1998 года - розничные цены на бензин в долларовом выражении оставались стабильными. Самый ходовой Аи-92 стоил 35-40 центов. Однако после августовского кризиса 1998 года розничные цены на бензин упали до 12 центов за литр (минимального с 1994 года уровня), что, по нашему мнению, во многом объяснялось спросовыми ограничениями. Всего за несколько послекризисных месяцев средняя зарплата россиян в долларовом выражении сократилась почти втрое. Так что торговцы, рискуя остаться без покупателей, были просто не в состоянии проиндексировать рублевые цены в соответствии с ростом курса доллара.

Благодаря последовавшему с весны 1999 года бурному подъему мировых цен на нефть и нефтепродукты, с начала мая внутрироссийские цены снова пошли вверх, и к ноябрю средняя по России цена бензина марки Аи-92 достигла пиковой за последние полтора года отметки в 6,97 рубля за литр. В валютном выражении это составило 27 центов. Таким образом, июльский прогноз "Эксперта" (см. N29 за прошлый год) о стабилизации к концу 1999 года цен на бензин в районе 7 рублей за литр полностью подтвердился.

Наблюдавшийся зимой небольшой сезонный "ценовой откат" (автомобилисты и аграрии отходили от прошлогодних передряг) закончился, и теперь уже с определенной точностью можно предсказывать очередное подорожание бензина. Впрочем, его темпы, по-видимому, будут куда скромнее прошлогодних, и поднять цены выше 30 центов за литр (8,6 рублей по нынешнему курсу) продавцам горючего не удастся.

объемы нефтепереработки в России в минувшем году увеличились по сравнению с 1998 годом на 2,5 млн тонн. Недостатка в нефтепродуктах на российском рынке и, соответственно, нового ценового бума возникнуть не должно, если Минтопэнерго, как и в 1999 году, с 1 апреля жестко ограничит экспортные квоты на бензин и дизельное топливо (предполагается, что на бензин они будут установлены в размере 10%, а на дизтопливо - 5% от общего объема внутреннего производства). Кроме того, необходимо, чтобы нефтяные компании в 2000 году снизили экспорт на 12 млн тонн (об этой "стратегической задаче" на днях заявил Виктор Калюжный).