Широко распространено мнение, что страхование как экономический институт развивается исключительно в Москве. На первый взгляд это мнение не беспочвенно - доля столицы в сборе общей страховой премии составляет более 60% на фоне 5,3% общероссийского населения и 6% объема промышленного производства.
Но это лишь официальная статистика. На самом деле не все так просто: доля взносов, собираемых в регионах, на российском страховом рынке значительно больше, чем это принято считать. Причина кажущегося несоответствия - искаженная статистика. Официальные данные по основным характеристикам регионального страхового рынка составляются как простая сумма показателей страховых компаний, головной офис которых находится на территории субъекта федерации. Поскольку наиболее крупные филиальные сети имеют московские компании, то и существенная часть средств, собранных в регионах, в статистике приписывается Москве. Оценка аналитиков такова: доля "региональных" денег в "московских" страховых компаниях составляет примерно 20%.
Кроме того, из-за информационной закрытости субъективно занижается роль региональных компаний. Часто в них существуют достаточно жесткие предписания на выдачу информации, все отклонения от них приходится согласовывать лично с руководителем. Во многом это связано с тем, что по валовым сборам региональные компании пока сильно уступают московским (правильнее говорить - федеральным) и поэтому просто не хотят выглядеть слабо в табели о рангах, прикрываясь заявлениями о конфиденциальности данных.
Тем не менее даже в официальной статистике в последний год наметилась тенденция к постепенному сокращению доли Москвы в валовом сборе премии (см. график).
Законы регионального рынка
Наиболее сильными с точки зрения развития местных страховых рынков являются те регионы, где власти искренне прониклись нуждами местных страховщиков. Они оказывают поддержку своим и параллельно предъявляют строгие (порой даже недопустимо строгие) требования к организации на местах подразделений столичных компаний. Как правило, такая забота отнюдь не бескорыстна и объясняется нежеланием выпускать деньги из региона.
Практически все регионы, лидеры по развитию страхового рынка, являются наиболее сильными в экономическом и/или политическом плане. Влиятельный губернатор или повышенный федеративный статус (как, например, у Татарстана) играют в развитии местных страховых компаний не меньшую роль, чем развитие промышленности.
В 1999 году на второе место в табели о рангах вышла Тюменская область. И в основном за счет взносов по договорам имущественного страхования. Впрочем, это ожидалось. Известна статистическая закономерность: величина взносов по имущественному страхованию прямо пропорциональна объему промышленного производства (см. бюллетень "Рынок страхования" рейтингового агентства "Эксперт РА", 1999 год, N4). Так как Тюменская область крупнейший промышленный регион России, то с большой уверенностью можно прогнозировать и дальнейший рост местного страхового рынка.
Анализируя динамику роста различных регионов, можно отметить устойчивый рост страховых взносов в Челябинской области. Однако основной вид страхования там - страхование жизни. Наиболее динамично рынок рисковых видов страхования развивается в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Московской и Свердловской областях.
Сейчас не опасаться экспансии москвичей или зарубежных страховых и перестраховочных компаний могут только те региональные страховщики, у которых есть крепкие связи с местной элитой (как с директорами промышленных предприятий, так и с представителями власти). Кэптивным ("своим") компаниям тут конкуренции нет. Зачастую на местных рынках московские страховщики могут продвигать свои услуги, лишь установив личные отношения на уровне глав администраций регионов. Например, в 1999 году заключить договоры с наибольшим числом регионов удалось Промышленно-страховой компании.
Главный фактор успеха в массовых видах страхования это просто умение квалифицированно работать и понимать региональную "специфику". По мнению начальника актуарного отдела компании AIG-Life Александра Лельчука, наличие разветвленной агентской сети на местах является более сильным аргументом в конкурентной борьбе, чем международный авторитет или крупные активы компании. И тут начальные условия для региональных страховщиков и филиалов московских компаний приблизительно равны. Московские "брэнды" играют очень малую роль. Названия большинства компаний, известных в Москве, ни о чем не говорят в регионах.
Крупные компании давно поняли, что работать в регионах нужно по-настоящему. Ни в коем случае не "навязывать" страхование как панацею ото всех бед, предложенную умниками из Москвы. Ибо москвичей в регионах не любят. Вот мнение представителя регионалов, вице-президента страховой компании "Сибирь" Антона Анохина: "Москва - это государство в государстве. И страна считает, что Москва жирует. В регионах люди пашут, копейку зарабатывают. Соответственно, регионы очень озлоблены на центр, московские компании там воспринимаются как чужаки. Для регионалов нужно, чтобы компания была местной. В общем, московские компании нам в регионах не конкуренты, исключая крупные промышленные центры, где филиал какой-то крупной московской компании существует уже несколько лет и воспринимается уже не как филиал, а как отдельная компания".
Оценки московских страховщиков принципиально иные. По их мнению, напротив, "регионалы" не могут составить им конкуренцию. Действительно сильные немосковские компании можно пересчитать по пальцам. Просто "федералам" надо работать, максимально сближаясь с местными людьми и предприятиями, мимикрируя под местные условия. Иначе не выжить. Вот как живописно обрисовал эту ситуацию руководитель сектора по работе с региональной сетью управления медицинского страхования ОСАО "Ингосстрах" Дмитрий Ионов: "Упал человек, с ним что-то случилось. Он застрахован в московской компании. Никто не побежит на центральный телеграф заказывать разговор с Москвой и говорить, что ф. и. о. такое-то, полис такой-то, упал в лужу рядом с гастрономом и ему нужно срочно вызвать 'скорую помощь'. А если в полисе человека будет записан местный телефон или пейджер страхового представителя - они обязательно позвонят. Люди у нас все-таки добрые".
Взаимная диффузия
Экспансия в регионы сейчас сильна как никогда. Если посмотреть на историю, то первые филиалы "на местах" были созданы еще в самом начале 90-х годов. Например, в 1992 году образовались филиалы компаний "ВЕСтА" - в Челябинске, "Ингосстрах-Россия" - в Великом Новгороде, "Энергогаранта" - в Ростове-на-Дону и Владимире, "Росно" - в Саратове. В последующие два года наблюдалось буквально паломничество в регионы. Именно тогда была практически полностью сформирована филиальная сеть "Энергогаранта" - сейчас это 45 филиалов.
Следующие два-три года страховщикам хватало места и на московском рынке, после чего он достиг, по-видимому, порога насыщения. Подтолкнула же страховщиков к новому походу в регионы череда финансовых кризисов. В результате филиальная сеть крупнейших страховых компаний за последние два года выросла практически вдвое. Это только по количеству филиалов. Страховые же взносы, собираемые в регионах, увеличились на порядок. Рекордсменом по формированию филиалов в 1998-1999 годах стали "Росно" (28 филиалов) и "РЕСО-Гарантия" (18 филиалов). По 13 новых филиалов создали "ВЕСтА" и "ЛУКойл". У созданной только в ноябре 1997 года страховой группы "НАСТА" насчитывается уже 18 филиалов. В итоге на сегодняшний день по числу филиалов лидируют Военно-страховая компания (88 филиалов), "Росно" (71), ПСК (49), "Энергогарант" (45), "Спасские ворота" (40), "Интеррос-Согласие" (31) и "РЕСО-Гарантия" (47 филиалов в Московской области и 28 - за ее пределами).
Самое большое поступление взносов из региональных филиалов в "Росно" (более 2,1 млрд руб.), ПСК (более 600 млн руб.) и "Энергогаранте" (более 350 млн руб.). Значительные поступления из регионов и в "Ингосстрахе", региональная политика которого построена на формировании транснациональной группы и работе через дочерние и зависимые компании, а также представительства. Как конгломерат страховых компаний выстраивает региональную сеть группа "НАСТА". По мнению руководства группы, это позволяет легче адаптироваться на месте, где "дочки" воспринимаются как свои и властями, и населением.
В некоторых городах и даже регионах московские компании собирают взносов больше, чем любой из местных операторов. Так, Белгородский филиал ПСК собрал в 1999 году 31,1 млн руб., в то время как все местные компании - 29,9 млн руб. Филиал "РЕСО-Гарантии" лидирует по объему страховых взносов в Новокузнецке, а "Интеррос-Согласие" - в Норильске. Вдвое больше, чем местный лидер рынка, в добровольном страховании собирает ПСК в Новосибирске (84 млн руб.), и в несколько раз больше - в Томске (109 млн руб.). Взносы в кольский филиал "Энергогаранта" по добровольному страхованию в 1999 году составили 18,4 млн руб., что также значительно превышает показатели мурманских компаний. Эти примеры отражают ситуацию, все более характерную для российского страхового рынка в целом.
Несмотря на активность "новых" страховщиков, в большинстве регионов по-прежнему лидируют дочерние компании "Росгосстраха". Сохранившийся, хотя и весьма подпорченный, авторитет государственной компании, наработанная статистика и связи, отработанные десятилетиями методы работы остаются сильной стороной этого холдинга. С другой стороны, именно эти во многом устаревшие методы и неприемлемые для многих условия страхования тормозят его развитие. Сегодня лишь в очень небольшом числе регионов можно говорить об интенсивном развитии росгосстраховских "дочек". Прирост взносов по добровольным видам страхования в системе "Росгосстрах" в 1999 году составил 46,2%, что меньше, чем у других лидеров рынка.
Впрочем, активное развитие в регионах получила и система нелегальных филиалов, когда московская компания нанимает несколько агентов, которые проводят работу от имени московского офиса и не образуют при этом юридического лица. Такая деятельность вызывает не только недоверие со стороны местных клиентов (причем, по нашему мнению, вполне оправданное: урегулирование страхового случая и получение страхового возмещения у застраховавшихся, таким образом, могут отнять весьма много сил и времени), но и законное возражение со стороны местных налоговых органов.
Нельзя не отметить, что появилась и обратная тенденция - экспансия "регионалов" в Москву. Уже сейчас практически все крупнейшие петербургские компании имеют свои подразделения в Москве. Есть и более революционный опыт. Компания "Сибирь" не просто вышла на московский рынок автострахования, а бросила вызов всей системе московских тарифов. Время покажет, что это - безрассудное демпингование или здравый расчет, но сам факт весьма знаменателен.